Еще раз о привязанностях

Jan 26, 2015 23:49

На приеме семейная пара, уставшая от конфликтов до готовности к расставанию, но все-таки решившаяся сделать последнюю попытку починить свой брак. Десятилетие вместе, маленькие дети - шутка ли, жалко, женились когда-то по любви. Стандартный случай.
Работа семейного терапевта занудна и технологична, когда нужно быстро - выбираю ЭФТ, мне проще работать через эмоции, а техники эмоционально-фокусированной дают быстрый доступ к аффекту. Расспрашиваю, как ссорятся - выясняю цикл, тут важно быть особенно занудной, вот прямо как попугай повторять и «стоп-кадры» делать.
Рассказывают, по шагам, хотя я уже давно этот цикл вижу, в том как они уже десять минут разговаривают - уже видно что происходит в коммуникации. Вот жена чуть повышенным тоном обвиняет, бросая на мужа гневные взгляды, в ее голосе напор и обида, а он поджал губы, помалкивает, с интересом рассматривает картинки на стенах и вид у него отсутствующий. Он уже давно не здесь, мне легко его представить, прикрывшегося газетой или приклеившимся к монитору. Он сбежал, хотя и продолжает сидеть в кресле. В реальной жизни он уходит в другую комнату, и жена остается со своим гневом одна, пока не провалится в беспомощность. В других случаях нападают оба, иной раз даже на приеме не могут тормознуться, и приходится их замедлять волевым способом. А в третьих семьях вообще принято не высказывать друг другу недовольства, просто замыкаются оба и молчат, пока молчание, переполненное тревогой и подавленным гневом не становится труднопереносимым.
На поверхности - гнев, обида. И вот тут моя задача озвучить чувства, которые прячутся за внешними поведенческими паттернами - страх быть отвергнутым, покинутым, непонятым, стыд, вина, ужас, боль. Те чувства, которые впервые были пережиты давно, со значимыми взрослыми и закрепились поведением, которое спасло от развала тогда - цеплянием, или замыканием в себе, отвержением бросившего объекта. Пресловутый тип привязанности, сформировавшийся в раннем детстве.
Люди с хорошо сформированным безопасным типом привязанности на терапию попадают не часто. Доверие к миру, умение опереться на себя и тех кто рядом, навык просить помощи, когда нужно дает возможность человеку со многим справляться.
Но если привязанность сформирована другая - то скучать не придется. Люди объединяются в пары вполне предсказуемо, только сами об этом редко догадываются.

Вот, кстати, любопытно, что клиент и терапевт - это ведь тоже своеобразная пара, и законы мироздания приведут к терапевту именно своего клиента. Вернее, клиент выберет себе терапевта, чтобы потренировать об него все свои известные и неизвестные приемчики. Чтобы привязаться и соблазнять, или все время отвергать, или вообще вести себя непредсказуемо.

На ближайшем модуле супервизорского семинара «Жизнь после травмы» (ведущая - Ольга Викторовна Бермант-Полякова m_d_n, к.психол.н., Израиль) мы собираемся под микроскопом рассмотреть, как тип привязанности работает в жизни и в терапии, особенно в терапии посттравмы. Будим учиться различать посттравматическое избегание, боязнь показать недостаточный интеллектуальный уровень и замкнутый тип привязанности. Потренируемся в том, как не путать дезорганизованную привязанность, депрессивное состояние и травматический опыт.

На семинар можно записаться и получить всю интересующую информацию
по тел.:9049897313 Романова Илона Евгеньевна
9193827467 Шаньгина Елена

рекламное, травма, Супружеская терапия, Психотерапия. Супружеская терапия. Семей, жизнь после травмы

Previous post Next post
Up