Sep 26, 2019 15:17
Сколько я уже работаю с буддистской и адвайтической философией и всё равно, наступаю на одни и те же грабли. После чего приходится останавливаться и начинать всё заново. Однако это нормально, потому что поступательного процесса здесь быть не может - только движение по спирали. Что интересно: чем больше углубляешься, тем быстрее забываются базовые вещи, без чёткого понимания которых углубляться нет никакого смысла. Что толку в понимании природы ноумена, в постижении пустотности всех явленных феноменов, если с головой сгинул в омуте потребятства?
Самый важный и базовый аспект - это работа с собственными желаниями. Он же и самый трудный. Потому что даже стремление увидеть всё в истинном свете и распознать своё "истинное Я" - это тоже желание. И в некоторых случаях оно может быть гораздо сильнее, чем желание материальных ценностей. Однако чаще всего желания являются более простыми. Они вызваны неизбежной интеграцией в общество потребления и механизмы его функционирования.
Тут всегда уместно вспоминать первую проповедь Будды (вторая и третья Благородные истины):
"Теперь, о монахи, Благородная Истина о Возникновении Страдания. Оно - в жажде, в алчбе, которые производят новое существование, связано оно с наслаждением и страстью. Алчба всегда находит себе удовлетворение то здесь, то там. Это - жажда наслаждения, жажда существования и жажда несуществования, самоизбывания.
Ещё, о монахи, вот Благородная истина о Прекращении Страдания. Оно - в полном бесстрастном устранении этой алчбы, в её окончательном отбрасывании, в отстранении от неё, в избавлении себя от неё".
Общество, в котором мы живём - общество потребления. Это настолько очевидно, что пропадает возможность критического восприятия данного факта. Вся экономика, а следовательно, и динамика общества связана с тем, что мы бесконечно потребляем. Но поскольку удовлетворив базовые потребности, логично было бы остановиться, нам навязан продукт, в котором мы не нуждаемся. А чтобы мы в нём нуждались, необходимо сделать так, чтобы мы его: а) захотели б) не могли позволить себе легко в) получив его, испытывали ощущение победы и превосходства над теми, у кого его нет.
Недавно была конференция Apple, где представили новые продукты. Какая реакция в Интернетах? Вой разочарования. "Вы показали нам эволюцию, а мы ждём от вас революции". По сути, обвинение можно свести к следующему: "Почему вы показали нам то, что мы не захотели со страшной силой?" И тут же начинают появляться всяческие статьи, обзоры блогеров, суть которых сводится к тому, что хоть это и не революция, но это настолько крутые устройства, что их непременно нужно хотеть! И мы начинаем хотеть. Особенно прикольно про часы, которые теперь могут показывать время Always-on, то есть постоянно, без нажатия кнопок и телодвижений. То есть выполнять ту функцию, которую заведомо выполняют любые часы, которые стоят рублей 200 на алишке. Смешно, так то.
Виктор Олегович Пелевин неоднократно препарировал все эти процессы, в связи с чем его книги также стали продуктом потребления, а он - коммерчески успешным автором. Ну ладно основная масса, но я то ведь серьёзно занимаюсь философскими изысканиями и что же? Не могу в полной мере постичь то, что пишет автор - представитель поп-культуры? Мда.
Прошедший год финансово выдался довольно успешным. И я так невзначай купил себе - широкоформатный монитор на 34 дюйма; изогнутый монитор с частотой 144гц (в купе с 32' 4k монитором, у меня теперь на столе центр управления полётами); принтер, который печатает на двух сторонах, с автоподачей для сканирования и функцией печати по сети; второй комп в офис - на Райзене. И много чего ещё. Дальше мои мысли устремились к апгрейду основного системного блока (с целью поставить в него i7 9900k или ryzen 3900x), сбору домашнего сервера на базе Synology. И так далее. Мысли летели вперёд. В планах была покупка циклокроссового велика. Подержанного волксвагена транспортёр для того, чтобы удобно было выбирать на покатушки. Возможно, мотоцикла. При этом я как будто искренне считал, что я вне этих ловушек, вне потребительских стереотипов.
В какой-то момент я жутко устал от всего этого и купил себе кнопочный филиппс ксениум для информационного детокса. Ну и, конечно, в наше время невозможно обходиться кнопочным телефоном, потому что на вотсап и почту завязаны рабочие процессы и если их вынести за скобки, становится тупо не удобно!
И тут мне хотелось бы поговорить по так называемый "минимализм". По сути, минимализм - это всего лишь модный тип потребления. Желание минимализма такое же, как и желание прочих материальных благ. Выражается он в следующем: устав от тех вещей, которые у тебя есть, ты хочешь другие вещи, которые отвечают критериям минимализма. То есть вместо смартфона-лопаты с четырьмя камерами, ты хочешь компактный смарт. Вместо прожорливого системного блока с восмиядерным процессором и игровой видеокартой - какой-нибудь Mac-mini или Intel Nuc. Это очередная ловушка. Потому что нужно снова тратиться. И как быть? Тут на помощь приходит срединный путь. Понятно, что должна быть некая точка, в которой постоянный процесс желания потребления должен прерваться. И эта точка заключается не в том, что покупаешь что-то новое для её констатации, а начинаешь довольствоваться тем, что есть. Не нужно ничего судорожно продавать, раздаривать и истерично нести на помойку. Нужно просто остановиться.
Тут уместно привести цитату Махараджа:
"М: Что делает вас несчастным?
В: У меня есть то, чего я не хочу, а того, что хочу, нет.
М: Почему бы вам не перевернуть это так: хотеть то, что у вас есть, и
не заботиться о том, чего нет?"
Но знаете, что самое большое и коварное зло? Это интернет. Допустим, раньше захотелось тебе велик. Ты пошёл в магазин и видишь, что есть такие модели, а есть такие. Ну и купил себе по возможностям и потребностям. Но сейчас ты выходишь в сеть, начинаешь смотреть модели велосипедов, читать обзоры, ходить по форумам и... Реально начинаешь считать, что велик начинается с 50 тысяч. Но это так, дешман. Что-то путёвое стоит тысяч 140. А нормальные двухподвесы, ну... по 200. И так с чем угодно. Хочешь сделать себе апгрейд, смотришь обзоры новых процессоров, диаграммы и видишь. Что в сайнбенче круче всех райзен 3900, а в игре WatchDogs 2 - i7 9900k. И начинается дилемма - что для тебя лучше? Показатели в сайнбенче или в вотчдог? (хотя я не играю, а только хожу по сайтам и набирая документы )))) Интернет - это гидра общества потребления, она питается и развивается на его базе и все положительные аспекты сети - они побочные, для оправдания и пускания пыли в глаза. Поэтому, чтобы выбраться из трясины, нужно... отключиться от интернета. Вообще. Установить для себя очень и очень жесткий контроль, зачем ты в него заходишь? И зайдя выходить сразу, как выполнил нужные задачи. Иначе снова желания, страдания и тому подобное. (Перечитать сто раз первую проповедь Будды и быть счастливым).