В 2008м году,
когда я "служил" родине, в Пулково случился инцидент. Про него уже много писали, читали, выкладывали фото и видео. Я постарался собрать найденные материалы здесь.
Итак, рейс Аэрофлота, самолет 85667. Исполнительный старт (на ВПП, непосредственно перед взлетом), экипаж готов, пассажиры готовы, диспетчер дает разрешение на взлет.
Обычный рутинный рейс. Командир ВС: "Взлетный режим!". Бортинженер переводит РУДы на взлетный режим, и самолет трогается с места.
В это время в кабине идет очень напряженная работа. Бортинженер внимательно следит за параметрами двигателей: температурой газа, давлением масла, расходом топлива. Перед полетом, на Ту-154 положено провести расчет параметров двигателя в данных условиях атмосферы: температура воздуха и давление. Бортиженер эти расчеты записывает на бумажку и держит перед глазами в течение всего взлета.
Итак, параметры совпадают с заданными, и бортинженер докладывает: "Режим взлетный, параметры в норме!". Это значит, что взлет можно продолжать.
Самолет плавно начинает разбег, но тут что-то идет не так. Грохот, сирена, кабина вспыхивает лампами сигнализации, удар по ушам (когда в полете разрушается двигатель, в герметичной кабине чувствуется удар по ушам, это перебой в
системе кондиционирования и отбора воздуха от двигателя). В кабине первые доли секунды - это осмысление информации. Ясно, что что-то с двигателем, первым. Пока мозг анализирует это, руки тянутся к рычагам останова двигателя. Хлоп, пожарный кран перекрыт (топливо перестает подаваться в двигатель), другая рука тянется к системе пожаротушения. Первая очередь - пожар потушен. Что делать дальше? Остальные двигатели работают штатно - резко переводятся на малый газ.
Это все, и еще с десяток действий произошли в эти мгновения в кабине. Предлагаю посмотреть видеосъемку со стороны:
Click to view
Дальше идут переговоры с диспетчером, возврат на стоянку, высадка пассажиров.
Собирается комиссия, осмотр, инспекция самолета на повреждения, составление документации и актов технического состояния. Для всех это неожиданность. Идет сбор информации о событии.
Фото из Вконтакте,без указания авторства
Самолет стоит несколько дней под охраной, идет обрабока полученных данных. Ясно точно, что двигатель разрушился при переводе на взлетный режим. И скорее всего разрушился именно компрессор (передняя часть двигателя до камеры сгорания).
Фото из Вконтакте,без указания авторства
Пока никто не знает что делать дальше с самолетом, но двигатель надо снимать и отправлять на завод, на экспертизу.
Фото из Вконтакте,без указания авторства
Двигатель на Ту-154М снимается через технологические лючки тросами.
Фото из Вконтакте,без указания авторства
На Youtube есть заснятый весь процесс:
Click to view
После съемки мотор ставится на специальную транспортировочную тележку.
Фото из Вконтакте,без указания авторства
Дальше наполовину разрушенный двигатель закатили в ангар, чтобы подготовить к транспортировке на завод. Попутно изучали возможные причины разрушения компрессора.
Фото из Вконтакте,без указания авторства
Насколько я понял, двигатель слетел с опоры, поэтому капоты здорово повреждены изнутри. Этому поспособствовали также разлетающиеся во все стороны лопатки компрессора.
Фото из Вконтакте,без указания авторства
Это самые первые лопатки, которые видно, когда смотришь в двигатель спереди. По загнутым законцовкам видно, что они касались корпуса еще вращаясь.
Фото из Вконтакте,без указания авторства
Перед ними стоит направляющий аппарат, который не вращается. Тут повреждений практически нет. Только по задней кромке видно, что несколько раз ударили лопатки компрессора.
Фото из Вконтакте,без указания авторства
Чем быстрее крутится диск, тем сильнее разрушения.
Фото из Вконтакте,без указания авторства
На фото видно, что передняя часть двигателя просто напросто отвалилась.
Фото из Вконтакте,без указания авторства
Очень важно собрать все свидетельства инцидента. Даже то, что может показаться просто мусором. Эксперты разберутся.
Фото из Вконтакте,без указания авторства
Тем временем осмотр самолета вызывает сомнения в том, что он когда-нибудь еще полетит. Нарушены силовые части фюзеляжа. Так что даже замена обшивки (крайне трудоемкий и дорогостоящий процесс) тут не поможет.
Фото из Вконтакте,без указания авторства
Кроме того, разлетевшиеся лопатки повредили левое крыло, и закрылки. Не буду говорить о том, что могло бы случиться, если бы он все-таки взлетел...
Передняя часть закрылка. Обшивка и сами закрылки не так страшны, как элементы их крепления к крылу. Самолет в полете может просто потерять управление.
Пожар длился считанные секунды, но высокие температуры успели сделать необратимые разрушения.
Самолет откатили на дальний перрон, поставили колодки и оставили стоять. Были слухи, что его хотят восстановить и перегнать на базу в Москву.
Самолет простоял всю зиму.
Чем дальше, тем больше все понимали, что возиться с ним уже никто не будет. Авиакомпании страны отказываются от отечественных самолетов.
Летом 2009го года самолет был распилен вместе с некоторыми другими Ту-154 и Ил-86 авиакомпании ГТК Россия.
Больше он в воздух не поднимался.
Как только стала известна предположительная причина разрушения, всем авиакомпаниям-эксплуатантам было выдано задание - добавить периодическую работу по проверка дисков компрессора на наличие трещин. Именно трещина стала причиной разрушения. Отныне все авиакомпании постоянно осматривают эти места двигателя, чтобы ни в коем случае такое не повторилось, особенно в полете...
PS А первый снимок этого самолета на airliners.net относится к 1998му году, в аэропорту Сиэтла.
Это было для меня очень большим удивлением! Я с трудом себе представляю Ту-154 в Сиэтле... А особенно авиалинии Магадана. Нет слов.