Что делает типичный израильтянин, когда работадатель объявляет, что рабочий день, случайно затесавшийся между праздничным и выходным, также объявляется выходным? Правильно, упаковывает чемодан...
Так было решено, что внезапно образовавшийся длинный шавуотний уикенд мы проведем в Кракове.
Почему в Кракове? А почему бы нет? Еще недавно Польша не была популярным туристическим направлением для израильтян, а только - "маса ле Полин". А между тем, Польша - это красивые ланшафты, чистые ухоженные города, и живописные деревни. Вкусно и не дорого. Да еще и лоукосты летают. Краков выделяется тем, что это королевсий город, древняя столица, сегодня - культурная столица Польши. Для поляков Краков значит примерно то же, что Санкт-Петербург для россиян. Кроме того, Краков не пострадал во Время второй мировой войны, в отличии от Варшавы, особенно аутентично в Кракове выглядит старый город. Все, наверное, помнят кино «Майор Вихрь» - трёхсерийный художественный фильм, снятый в 1967 году режиссёром Евгением Ташковым по одноимённому роману Юлиана Семёнова - легенду о спасении заминированного фашистами Кракова.
Школьницей мне довелось быть на встрече с прототипом майора Вихря - Евге́нием Степа́новичем Березня́ком - по его воспоминанмям все так и было на самом деле...
Итак, мы в Кракове. Смутные воспоминания от прошлгого визита, 30-летней давности - красивый старинный город. Очень романтичный...
Ага. Нет, Краков и сегодня - красивый старинный город. Даже еще красивее. Подреставрирован, умыт. Но толпы туристов! Говорящих на всех языках! Везде! Краков сегодня переживает бум, подобный тому, который ранее охватил Прагу.
Так что романтичный... Ну нет. Или нам просто "повезло" попасть в Краков во время Краковского кинофестиваля, плавно переходящего в Дни Кракова, совпавшими со школьными каникулами и каким-то католическим праздником? Что ж, пойдем гулять по Кракову в том ритме, который он нам диктует.
Проснемся рано утром в гостинице у стен старого города, плотно позавтракаем и двинемся к Барбакану.
За ним - ворота, входим в старый город.
Старый город обнесен стеной, как положено. Часть стены поляки используют как галерею, торгуют изобразительным исскуством. Каждое утро развешивают, каждый вечер снимают. Сейчас утро.
У входа в старый город - макеты. Детям нравится. А вообще - это о незрячих гражданах позаботились - респект. Видны надписи шрифтом Брайля?
По улице Флорианской пойдем к Рыночной площади, одной из крупнейших средневековых площадей в Европе. Она была построена аж в 1257 году, а обрамляющие её здания 14-15 вв. постройки, обрели свой сегодняшний вид в 17-18 вв. Отлично сохранились суконные ряды - Сукенице, в них давно уже не торгуют сукном, но при этом все также выполняют торговую функцию. Правда основные товары сейчас: сувениры, ювелирные изделия и живопись.
В темное время суток Сукеница освещается электрическими газовыми лампами, декорированными под фонари начала XX века. 19 фонарей установлены в боковых нишах с переднего и заднего фасада, еще 38 пар фонарей освещают внутреннюю галерею.
Полюбуемся на здания на площади Рынок, на Ратушная башню и Мариацкий костел.
Нарушенная симметрия выделяет Мариацкий костёл среди множества готических храмов Польши. Одну, более высокую и стройную башню венчает высокий готический шпиль, он как бы вырастает из позолоченной короны.
Другая башня,более приземистая и мощная,увенчана ренессансным шлемом.
Скорее всего, ничего романтического и необычного в этом нет. Объяснить появление двух разных башен весьма просто часто при строительстве не хватало средств, чтобы закончить две башни одновременно. Поэтому они разные. Разве такое прозаическое объяснение могло удовлетворить жителей Кракова, города легенд? Поэтому в Кракове придумали сразу две легенды. Одна из них очень мирная.
Возвести столь величественное здание, как Мариацкий костёл, задача не из лёгких. Говорят, что строительством костёла ведали сразу два известных в Кракове древних рода. Отношения между ними были не лучшими, но строительство растянулось на годы, возникали трудности и поневоле нужно было договариваться. Тогда главы семей решили породниться, поженить своих отпрысков, тем более, что в одной семье подрастал сын, в другой дочь.Отец сына, заранее ликовал: ведь мужчина это глава семьи и это означало, что весь его род получит превосходство. Но родитель дочери оказался хитрецом и заключил со сватом договор о том, что их дети будут отдельно руководить возведением двух башен. И чья башня получится выше, надёжнее и лучше, та семья и получала бы преимущество в новом союзе. Такой договор показался выгодным для семьи сына, они думали, что жёны ничего не понимают в строительстве и заранее потирали руки от скорой победы. Не учли они, что ночная кукушка всегда дневную перекукует. После свадьбы молодая каждую ночь настолько добросовестно исполняла супружеские обязанности, что под утро у мужа не оставалось никаких сил. А молодая жена напротив, была полна сил и энергии, получив ночью заряд бодрости.Так и вышло, что её башня выходила лучше и продвигалась быстрее, чем у мужа. О договоре горожане знали и с большим любопытством наблюдали за строительством. Отец старался образумить сына, но кто же устоит перед женскими чарами? Так семья молодого супруга проиграла спор.Но за время строительства и бурной семейной жизни супруги так нежно и искренне полюбили друг друга, что вопрос главенства в их семье уже не возникал, что для Средневековья не очень присуще.
Есть в Кракове и ещё одна, более распространённая легенда. Говорят, строили башни два брата ; каменных дел мастера. Старший быстро завершил свою и уверенный, что его работа неповторима, уехал. Вернувшись, он застал вторую башню всё ещё в строительных лесах, но опытный глаз знатока заметил, насколько постройка брата мощнее, совершеннее, основательнее. Значит, младший брат превзошёл старшего в мастерстве, он построит свою башню красивее и выше! Зависть и злоба обуяли старшего брата. Он выхватил нож и ударил им соперника. Младший брат упал замертво. Но убийца не смог пережить своего злодейства бросился вниз с незавершенной башни и разбился насмерть.Напротив костёла, в Сукеннице, хранится и нож, которым брат убил брата.Кровавая развязка истории взбудоражила весь город. Горожане решили вычеркнуть из городских книг имена братьев строителей, так бесславно погибших от своей гордыни. назидание потомкам, недостроенную башню так и оставили незавершённой, а позже прикрыли ренессансным навершием шлемом.
Кто знает, какая крупица истины хранится в этой фантастической легенде, что в ней вымысел, а что правда? Точно известно одно: чем выше башня, тем дальше с неё видно пожар или войско. Поэтому с XVI века башни костёла были главными сторожевыми вышками.
С этим связана ещё одна легенда. В давние времена на колокольню обязательно поднимался воин, чтобы наблюдать за окрестностями и, если приближалась опасность, предупредить об этом горожан. Однажды, юный страж трубач, находясь на башне костёла, увидел приближение татарской конницы и затрубил тревогу. Но пал, не закончив свою песнь. Его поразила татарская стрела, пронзившая горло героя. С тех пор каждый час на башню костёла поднимается трубач и трубит хейнал. Он снова и снова обрывает мелодию на той самой ноте, на которой прервалась жизнь средневекового воина, что спас город, возвестив его об опасности. Звучит хейнал на четыре стороны. Сначала на южную, в сторону Вавеля, для короля. Затем она звучит для городских властей, на запад, в сторону ратуши, после -на север, для стражников, в сторону городских ворот и, в последнюю очередь, на восток, в сторону пожарной охраны, которая находится возле Главной почты. С конца XIV века эта традиция прерывалась лишь однажды с середины XVIII века. Но её возобновили ли уже в 1810 году. И даже во время Второй Мировой войны эта традиция не прерывалась, дважды в день в 12 и в 19 трубач играл свою мелодию. Сейчас музыканта можно услышать каждый час. Лучшее место во дворике за Мариацким костёлом. После игры трубач приветственно машет туристам рукой, это считается хорошей приметой. Но на этом легенда о краковском трубаче не заканчивается. Ведь после того, как горло трубача пронзила татаро-монгольская стрела, Польша потеряла независимость. А вернуть её мог только польский трубач. Он должен протрубить свою песнь с самого высокого минарета Самарканда. Почему Сарканд? Легенды не требуют достоверной географической привязки к места, а Сарая, столицы татаро-монгольского государства на тот момент уже не существовало, Самарканд был назначен воспреемником. Вот в 1918 году на самый высокий минарет в Самарканде поднялся поляк от начала до конца протрубил свою песнь! И что бы вы думали? Вскоре Польша обрела независимость! Хейнал Мариацкого костела стал позывными астрономической обсерватории в Кракове. Это сигнал точного времени, и каждый день ровно в двенадцать часов дня польское радио транслирует хейнал по всей стране.
http://kraeved1147.ru/krakov-mariatskiy-kostyol/ http://kraeved1147.ru/krakov-mariatskiy-kostyol/Устоим от соблазна покататься в карете, запряженной нарядной парой лошадей и пойдем дальше...