Трагедии Эсхила, Софокла, Еврипида.

Oct 09, 2011 18:34

Я прочитала трагедию Эсхила «Прометей Прикованный» в переводе С. Апта. На самом деле я ее читала уже наверное в третий раз в жизни (один раз по литературе в школе, один раз для урока латыни и сейчас), и мне она всегда нравилась, потому что из нее очень хорошо можно понять греческую мифологию и их мышление. Как известно, Эсхила называют «отцом трагедии» и говорят, например, что именно он ввел второго актера, богатых костюмов, танцы и сократил партию хора. Интересны мысли в произведении о том, что даже боги подчинены судьбе (как и считал Гомер), о том, что мир разумен, но он существует по законам вечной справедливости под наблюдением бессмертных богов.
Прометей, сын Зевса и Фемиды, является пророком как для людей, так и для богов. Он помог Кронидам в титаномахии. Именно Прометей отнял у смертных дар предвидения и наделил их слепыми надеждами (что, по мнению Предводительницы хора, «благодеяние … и немалое». Он рассказывает, что его приковали к голой скале за то, что он украл огонь у богов и отдал его людям, научил их им пользоваться, именно он первый «измыслил сложенье букв», научил их некоторым приемам в медицине, гаданиям и их толкованиям, приносить в жертву богам то, что именно им нравится и т.д. Прометей не боится говорить прямо то, что он думает, и готов к еще большим мучениям, что он и предсказывает. Здесь также появляется тема страха, потому что Прометей видит свое освобождение тогда, когда Зевсу станет страшно, что его свергнет собственный сын, как он свергнул с престола Крона, своего отца, и громовержец захочет узнать, с кем ему не нужно сходиться, чтобы этого избежать, и спасет Прометея потомок Ио, которой предсказатель указал, что надо сделать, чтобы избавиться от внешнего вида коровы, постоянно мучаемой слепнем, ее кусающим. В заключении трагедии прилетает Гермес, верный вестник богов, и предлагает Прометею сказать сразу Зевсу о том, с кем не нужно сходиться, но пленник богов отказывается и в наказание Зевс придавливает его скалой, а затем нам известно, что печень пророка будет пожирать орел днем, а за ночь она будет отрастать.

Я также прочла трагедию Эсхила «Семеро против Фив» в переводе С. Апта, где на город Кадма совершается нападение и царь Этеокл отдает приказы для защиты города. Из произведения мы понимаем, что у Фив есть семь ворот, через которые неприятели могут попасть в город. Вестник поочередно сообщает Этеоклу, кто из врагов к какому именно входу движется и отправляет туда своих воинов. К последнем же воротам близится брат Этеокла Полиник. Само нападение на Фивы произошло из-за того, что после смерти отца Эдипа, который и накликал на сыновей братоубийственную войну за ослушание и непочтительность, Этеокл вместо того, чтобы действовать согласно договору и разрешить брату царствовать в Фивах с ним поочередно, взял управление городом полностью на себя и тем самым вынудил Полиника пойти на него с боем. Оба брата погибают и их сестры Антигона и Исмена решают похоронить как Этеокла, так и Полиника, несмотря на протесты народного собрания против погребения последнего как убийцу правителя.

Далее я принялась за чтение «Трилогии Орестея» Эсхила в переводе С. Апта. Начала я с первой часть под названием «Агамемнон». Мне показалась эта трагедия очень интересной, так как я помню из «Одиссеи» Гомера, что Агамемнон был убит по возвращении домой своей женой Клитемнестрой и ее любовником Эгистом, но я не знала подробностей этой истории. Нужно также помнить, что Эгист был оставшимся в живых сыном Фиеста, последнего из которых Атрей, отец Агамемнона, накормил мысом собственных детей, предварительно их убив. Таким образом, Эгист мстил роду Атридов за смерть братьев. Это произведение мне показалось по-настоящему трагичным, потому что мне было жаль и Агамемнона, и в то же время я понимаю его жену. Как можно понять из первой части «Трилогии Орестея», перед отъездом на войну Атрид убил собственную дочь, что, конечно же, очень сильно обидело его жену Клитемнестру. После взятия Трои Агамемнон был убит своей женой, которая отомстила за смерть Ифигении. Кассандра, ставшая после войны рабыней, тоже была убита как одна из любовниц Атрида. Я полагаю, что ситуация, в которой оказалась Клитемнестра, была безвыходной, потому что женщина не могла не отомстить за дочь, и поэтому произведение поисине драматично.
Я прочла также и вторую часть трилогии «Хоэфоры» в пер. С. Апта, где сын Агамемнона Арест мстит за своего отца и поэтому убивает свою мать Клитемнестру и ее любовника Эгиста. Действие происходит уже через несколько лет после первой части тревоги. Орест не кажется мне бесчувственным в данной ситуации, он колеблется перед совершением убийства. Он спрашивает у Аполлона, что ему делать, и Феб не осуждает его, а приказывает помнить прежде всего о долге мести.
В последней же части «Эвмениды» (пер. С. Апта) Эринии, богини мести, преследуют Ореста и хотят устроить над ним суд, выступив против человека, убившего свою мать, то есть совершивший преступление по крови. Орест им возражает, указывая на то, что прежде, чем он убил мать, Клитемнестра убила его отца, и Эринии не преследовали ее за это. Богини мести же говорят, что они ответственны лишь за преступления по крови, а Клитемнестра не приходилась Агамемнону кровным родственником. Эта часть трилогии трагедий показалась мне наиболее драматичной, потому что здесь невозможно разрешить, кто прав, а кто виноват. Мне было очень жаль Ореста. В трагедии появляется Афина и Аполлон, которые выступают на стороне Ореста во время суда. Аполлон был своего рода адвокатом, Афина же при равном числе голосов судей отдала предпочтение Оресту, сказав, что все отцовское ей ближе, так как она была рождена Зевсом. В итоге Орест был оправдан.

Я прочитала трагедию Софокла «Царь Эдип» в пер. Ф. Зелинского. Как я помню из «Поэтики» Аристотеля, последний считает данную трагедию идеалом, к которому надо стремиться всем трагикам, потому что в финале драмы главный герой осознает свою ошибку и винит себя за это, чувствует себя ничтожным и беспомощным. В «Царе Эдипе» большую роль играет тема судьбы, потому что, по мнению Софокла, сила рока предопределяет все, ведь как ни пытались биологические отец и мать сбежать от того, что сын должен убить своего отца, это все равно случилось. Трагедия Эдипа заключается в том, что он, не зная, убил своего отца (царя Лая, который также по незнанию пытался разграбить и убить юношу) и взял в жены свою мать. Из-за такого драматичного стечения обстоятельств Эдип ослепляет себя, считая себя недостойным смерти, но заслуживающим муки. В финале пьесы царь надеется на то, что он еще сможет приносить пользу людям. Мне понравилась данная трагедия, потому что, как и «Трилогия Орестея» Эсхила в пер. С. Апта, она вызвала у меня сочувствие к главному герою и заставила меня задуматься над темой судьбы.

Далее я прочитала трагедию Софокла «Антигона» в пер. Ф. Зелинского. Это мне напомнило конец трагедии Эсхила «Семеро против Фив», потому что авторы писали про одну и ту же историю, но Эсхил в основном то, как умерли братья Этеокл и Полиник, а Софокл про то, как их хоронили и относились к ним после смерти. Как известно, после той роковой битвы царем Фив становится Креонт, и он запрещает хоронить брата Этеокла, начавшего то сражение как врага. Полиник должен был быть растерзан псами и птицами. Это противоречило нравственным, человеческим законам. В трагедии мы видим, как Исмена и Антигона обсуждают, как им хоронить братьев, и Исмена решает повиноваться воле Креонта, а Антигона не представляет себе, как можно не похоронить и второго близкого родственника по крови и решает погрести его сама. Креонт узнает о нарушении его приказа Антигоной и решает заключить Антигону в пещере, дав ей с собой совсем немного еды, но девушка не дожидается исполнения воли царя и заканчивает жизнь самоубийством. Сын Креонта, жених Антигоны, Гемон. узнав о смерти невесты, пронзает себя кинжалом, а жена Креонта тоже убивает себя из-за смерти сына. Сам Креонт, конечно, впоследствии раскаивается в том, что сделал, проявив высокомерие и защищая лишь собственную волю, и признает свое смирение перед богами, прежде нарушенное. Вообще Софокл в своих трагедиях ставил актуальные для своего времени проблемы: отношение к религии, к человеческим и нравственным законам, воля судьбы, воля людей (чаще знатных). Софокл признавал свободу воли человека, но тем не менее считал ее ограниченной божественной волей и судьбой. Если у Эсхила воля богов обязательно справедлива, то у Софокла боги просто всесильны и от них отчасти зависит судьба смертных. В этом и заключается главное отличие между произведениями двух трагиков.

Я прочитала также и шесть трагедий Еврипидав переводе И. Анненского. В целом можно сказать, что данный автор использовал мифологические сюжеты (довольно часто представляя свою собственную интерпретацию, не известную из каких-либо других источников) для выражения чувств и мыслей своих современников. Тема рока играет очень большую роль в его произведениях, отличительной чертой которых является непредсказуемость событий.

Я начала с трагедии «Медея». Автор рассказывает о драматичной судьбе Медеи, которая была женой предводителя аргонавта Ясона и имела от него двух сыновей, но муж решил оставить супругу и детей, чтобы жениться на дочери царя Коринфа. Ясон, опасаясь мести бывшей жены, попросил ее покинуть Коринф, а Медея же, притворившись смирившейся с решением предводителя аргонавтов, посылает невесте Ясона через детей в дар отравленный плащ и диадему. В результате дочь Креонта погибает вместе с отцом, а Мелея убивает еще и собственных детей и, чтобы сделать бывшему мужу еще больнее, не дает ему даже проститься с телами мальчиков.

Далее я прочитала трагедию «Ипполит», где мачеха Федра влюбилась в своего пасынка Ипполита. Федра вынуждена была рассказать об этом своей служанке, которая решила открыть тайну самому Ипполиту, но последний дал клятву молчать и никогда не говорить об этом отцу. Федра, услышав отказ, покончила жизнь самоубийством, написав перед смертью письмо, в котором говорила, что Ипполит заставил ее изменить мужу Тесею. Сын Эгея не поверил оправданиям Ипполита и проклял последнего, в результате чего Ипполит погиб. В заключении же Тесей узнал о клевете своей жены и очень сожалел о потере сына.

В трагедии «Электра» мы узнаем о своеобразной интерпретации Еврипида истории Агамемнона, Клитемнестры и их детей. Мне показалось, что данный автор, в отличие от Эсхила, совсем не сочувствует женщине, убившей своего мужа. Еврипид почти не упоминает о смерти Ифигении и считает, что Клитемнестра лишь «прикрывается» обидой на мужа за дочь и измену с Кассандрой. В «Электре» Еврипида оставшаяся в живых сестра Ореста выдается матерью замуж за простого поселянина, который, правда, тоже не считал себя вправе обладать такой знатной женой и не посягал на честь девушки. Электра встречается с Орестом, и они решают отомстить Эгисфу, любовнику Клитемнестры, и самой Клитемнестре за убийство Агамемнона. С помощью обмана и силы брат с сестрой добиваются своей цели. Впоследствии Электра становится женой Пилада, друга Ореста, а сам Орест, преследуемый Эриниями, богинями мести, по указанию Кастора и Полидевка искупать свой грех.

В трагедии «Орест», которая, по моему мнению, является продолжением предыдущей истории, Ореста мучают уже ранее упомянутые Эринии, и в первые дни после сожжения матери он находится в бреду. Его сестра очень за него переживает. Затем в Аргос приезжает брат Агамемнона Менелай, прибывший вслед за своей женой, сестрой Клитемнестры, Еленой. Орест, Электра и Пилиад тем временем узнают, что они осуждены народом на смертную казнь, и поэтому они пытаются попросить Менелая вступиться за своих племянников и их друга. Менелай придумывает причину отказа, так как находится в преддверии того, что именно он получит трон как единственно оставшийся наследник Агамемнона после смерти его детей и жены. Орест, Электра и Пилиад решают отомстить дяде за то, что тот отвернулся от родственников в трудную минуту, и пытаются похитить Елену и их общую дочь Гермиону, собираясь убить их на глазах Менелая. Планы героев рушатся с появлением Аполлона, который просит всех успокоится и дает советы всем персонажам в трагедии: Менелаю - вернуться в Спарту, Оресту - поезжать в Афины на суд Ареопага, где он будет оправдан, и жениться на Гермионе, Пиладу - жениться на Электре. Нужно также отметить, что именно в этой трагедии Еврипид вводит реплику раба, к которой прислушиваются Орест и Электра, о том, что даже рабам приятнее видеть свет, чем умирать, и брат с сестрой прислушиваются к его мысли, что, мне кажется, является нововведением автора.

Далее я прочитала трагедии «Ифигения в Авлиде» и «Ифигения в Тавриде». В первой мы читаем о жертвоприношении Ифигении Артемиде. Существует несколько вариантов причины того, почему так произошло. Парис, как известно, к тому моменту уже похитил Елену, и Агамемнон и Менелай вместе с войском уже собирались отплывать к Трое, но Артемида наслала безветрие. Возможно, богиня хотела защитить Трою, которой покровительствовал ее брат Аполлон; возможно, богиня была оскорблена меткостью Агамемнона, который на охоте сумел очень метко поразил лань и возгордился своей удачей. Гадатель сказал, что единственный способ умилостивить Артемиду - это принести ей в жертву красавицу-дочь Агамемнона Ифигению. Царь решил выполнить данное условие и написал письмо жене о том, что он собирается выдать дочь за Ахиллеса и сказал Клитемнестре и Ифигении немедленно выезжать по направлении к их местонахождению. Затем все же Агамемнон одумался и написал второе письмо об отмене своего приказа, но Менелай перехватил эту весть, и произошла ссора между Атридами, где один из братьев говорил о важности данной жертвы для чести всего войска и Греции, а второй пытался выразить свои отцовские чувства. В итоге Ифигения вместе с матерью прибыли в лагерь, но по стечению обстоятельств узнали об обмане Агамемнона. Ифигения все же вынуждена была согласиться стать жертвой ради чести Греции. Заключение трагедии до наших времен, к сожалению, не дошло, но из греческой мифологии, а также из других трагедий Еврипида, мы знаем, что жертвоприношение все же состоялось, но никто на протяжении долгого времени и не догадывался, что Ифигения была спасена Артемидой и оказалась в Тавриде, став жрицей богини, где потом она и встретилась с Орестом уже после убийства последним Клитемнестры и откуда впоследствии вместе с братом Ифигения сбежала.

Я также прочитала трагедию «Вакханки», которая начинает с рассказа бога Диониса о своем происхождении. Мать Вакха Семела погибла из-за ревности Геры к Зевсу. Нужно также отметить, что семья Семелы, в которую входили Кадм (отец) и сестра Агава, Автоноя и Ино, не верила до последнего момента, что она была беременна от Бога. Далее мы наблюдаем, как через много лет старик Кадм и слепец Тиресий, заинтересовавшись действиями менад, спутниц Диониса, собирались пойти посмотреть на действия девушек, но в этот момент в город приезжает Пеней, который раздражен возросшим интересом к богу, которого сам Пеней не признавал. Далее Дионис является как странник к Пенею, который приказывает привязать его к столбу, но, как и ранее вакханки, Дионису удается освободиться: ведь он - Бог. Дионис решает отомстить Пенею за его неуважение к богу вина и заманивает последнего посмотреть на интересные способности вакханок, например, получать пищу из земли, убедив неверующего переодеться в одеяние девушки. С помощью опять же хитрости Дионис заставляет Пенея забраться на дерево и указывает менадам на странника, который за ними подглядывает. Вакханки жестоко убивают Пенея, а в заключении трагедии Агава пытается похвастаться перед отцом Кадмом, уже осведомленным о гибели внука и пребывавшим в огорченном состоянии, головой убитого, как ей казалось, льва, который на самом деле был ее сыном Пенеем. Агава в конце концов осознает, что произошло, и остается в муках из-за того, что сделала.

Для написания краткого содержания трагедий, помимо полных текстов в переводе С. Апта, Ф. Зелинского и И. Анненского, я использовала материал Википедии и книги «Античная литература» А.И. Муравьевой и И.Л. Ульяновой.

Дневник чтения, Софокл, Еврипид, Эсхил, Трагедии

Previous post Next post
Up