Россияне ценят образование и охотно вкладывают в него деньги. Расходы домохозяйств на него превысили расходы государства, и здесь открылся новый перспективный рынок. Это говорит о большой тяге россиян к знаниям. Хотя качество обучения вызывает множество споров, и систему тестирования, которую не пинал только ленивый.
Сначала её называли слишком простой, потом слишком сложной. Например, недавнее тестирование показало, что некоторые дети не могут написать сочинение, потому что не понимают текст задания. Республики, которые раньше славились своими "стобалльниками", на этот раз оказались в самом хвосте. Сейчас говорят, что надо сделать экзамен более гибким, чтобы избежать таких неприятностей.
По моим впечатлениям, образование находилось в запущенном состоянии задолго до введения ЕГЭ. В девяностые дети и учителя в школах не занимались учёбой и не придавали ей никакого значения. Это считалось бесполезным для карьеры и зарабатывания денег. Если требовался диплом, его покупали. Можно было купить платное обучение в вузе, который охотно выдавал настоящий диплом, не заботясь, освоил студент хоть что-нибудь или нет. Коррупция процветала на всех уровнях.
Выросшие в то время россияне не получили хорошего образования. Потом они пытались это компенсировать самостоятельно с помощью курсов и видео на ютубе. Россияне сами знают, что они плохо образованы. Они поглощают разные познавательные видео об истории, исследовании космоса, эволюции и прочие (конечно, среди них может встречаться много мусора, что неизбежно).
Ютуб для них стал большим хранилищем знаний. В том числе и практических, там ищут полезное видео, когда надо что-то отремонтировать или изготовить. Также множество уроков по современным технологиям - программирование, беспилотники и другие. К сожалению, большинство технологий создаётся за пределами РФ. Тем самым ютуб поддерживает развитие нашей экономики, хотя его вклад трудно оценить. Если бы какой-то враг захотел помешать России, он бы постарался отрезать её от интернета.
Так можно освоить какую-нибудь прикладную профессию, вроде дизайнера сайта. Но у этого метода есть ограничения. В IT традиционно относились насмешливо к дипломам "Билл Гейц университетов не кончал". В этой отрасли ценят самостоятельно обучение. С его помощью можно было научиться использовать современные методы программирования, освоить инструменты и технологии. Но в продвинутых областях надо иметь более глубокие знания. Так разработка ИИ требует хорошего знания математики. Здесь уже требуется более серьёзный подход.
Впрочем, при желании эти трудности можно преодолеть. Образование вообще зависит от потребностей экономики. Если в стране развивается промышленность и технологии, ей требуется много инженеров и специалистов. Сейчас государство во многом создаёт искусственную потребность в образовательных услугах, навязывая везде аккредитации и лицензии. Однако продвижение карьеры во многом зависит от связей. Верхние уровни иерархии постепенно занимают отпрыски начальников.
Российская экономика питается несколькими сырьевыми отраслями. Под присмотром государства вырученные деньги распределяются между разными группами общества по сложной системе каналов. Похожие общества называются гидравлическими государствами (изначально это касалось систем ирригации, обеспечивающих пропитанием всю страну, которые принадлежат государству). Конечно, для России такое устройство искусственно, но эта проблема более высокого уровня.
В нынешних условиях академические науки не обеспечивают приобретения богатства, поэтому они не популярны. Навыки делания денег дают не университеты, а всевозможные коучи, бизнес-тренеры и прочие подобные. Борьба властей с коучами поэтому бессмысленное занятие. Они могут быть шарлатанами и врунами, я даже уверен, что большинство именно такие. Но "инфоцыган" создаёт сам уклад экономики и государства. С другой стороны, власти воспринимают их как угрозу. Всё это очень забавно.