В последнее время я задумался о том, действительно производство сделает нас богатыми. По другим странам это неочевидно. Я вижу, что Бразилия и Китай производят много добра, заваливая рынки своей продукцией. Но разве население там живёт лучше российского? Конечно, обе страны устремлены в будущее и когда-нибудь там сложится нормальное соцгосударство. Но вот в Индии никаким соцгосударством даже не пахнет. Нет его там и не предвидится в ближайшую тысячу лет, зато есть миллирад нищих, готовых работать за еду. А по сравнению с трудолюбивой Бангладеш у нас вообще райские кущи.
Интел, поражающий мир своими достижениями, держит фабрики преимущественно в США. Однако её конкурент AMD вообще продал своё производственное подразделение шейхам из Саудовской Аравии. Умные шейхи понимают, что лёгкие деньги надо вкладывать в нечто более надёжное, чем нефть. Apple полностью доверила производство тайваньским концернам и зарабатывает больше, чем все они вместе взятые. Прибыли Apple чудовищно огромны, а ведь она всего лишь дизайнерская контора. История скандалов с Foxconn, достаточно известных, чтобы лишний раз о них вспоминать, проливает свет на тёмную сторону этого бизнеса. Понятно, что наибольшую выгоду получают те, кто присваивает больше прибавочной стоимости, и это не рабочие на заводе.
Внутри РФ расклад похожий. В десятку беднейших городов входят города, в которых находятся разные производства. Например, Воронеж, где делают ракетные двигатели и Липецк, где находится крупнейший металлургический комбинат. Его владелец, кстати, миллиардер, богатейший человек не только в стране, но и в мире. Меньше всего бедняков в Москве, что и понятно. Туда стекаются налоги со всей страны, там находятся офисы компаний, которым принадлежат любые предприятия, представляющие хоть какую-то ценность, там живут богачи и их обслуга из среднего класса, самые высокие зарплаты и перспективные работы опять же в Москве и т.д.
Если сранивать бюджеты, нам тоже откроются удивительные факты. Например, бюджет работящего Воронежа, настолько маленький, что даже и воровать нечего (а всё равно воруют). У танцующего Грозного бюджет в пять раз больше, несмотря на то, что про чеченские айфоны никто не слышал. А потом ещё удивляются, что ракеты падают...
Производство, особенно высокотехнологичное, дорогая игрушка. Если я хочу зарабатывать на IT, я арендую офис и найму персонал. Если я хочу организовать заводик, мне придётся покупать станки, оборудование, дальше мне понадобится закупать сырьё и те комплектующие, что я не могу производить сам. И я потрачу больше на аренду цехов, электричество, сброс отходов, газ... Нет, лучше я оставлю мечты о собственном заводике и займусь интернет-торговлей.
Если вы размещаете фабрику в развитой стране, вам надо позаботиться о высокой зарплате, комфортных условиях труда и защите окружающей среды от вредных выбросов. Как показывает история Foxconn, в странах третьего мира на подобных вещах можно нехило сэкономить. "Сименс" - огромный конгломерат, выпускающий разнообразные товары от кофеварок до ядерных реакторов и зарабатывает на порядок меньше Надкусанного Яблока. На самом деле оружие и атом приносят не так много денег, как думает обыватель. Торговать айфонами куда выгоднее.
Впрочем, в отношении Российской Федерации это чисто гипотетические рассуждения, поскольку выходить на мировой рынок ей особо и не с чем. Раньше имелось, допустим, развитое самолётостроение. Но из-за отсуствия заказов заводы деградировали, новые модели не разрабатывались в течение четверти века, и этот рынок сейчас потерян. Вероятно, вслед за ним последует и космос. Преобразование Роскосмоса в госкорпорацию сулит выгоду лишь руководству: менеджеры смогут устанавливать себе зарплату любого размера.
Ещё раньше разорилась отечественная микроэлектроника. Либеральные реформаторы посчитали её безнадёжно осталой и уничтожили. Строительство новых фабрик потребует эпических денег, которых у РФ нет. Да и кто будет давать им подряды? В руководстве американских дизайнерских компаний много китайцев, а вот россиян там нет. Возможно, смена технологий поможет переломить ситуацию. Полупроводники себя исчерпали, упёршись в технологический барьер. Скорость процессоров не растёт с 2003го года, и это стало серьёзной проблемой для индустрии. Если не появится альтернативы хотя бы в виде графена, то микроэлектронику ожидает длинный век застоя. Здесь появляется удобный случай, чтобы добиться преимущества на старте. Но вряд ли российские бизнеснюки сядут на этот поезд, ведь денег придётся вложить немало, а шансы на успех весьма туманны.
Не всякий бизнес любит инновации. Для него главное - стабильность и предсказуемость, а ещё лёгкие деньги. Поэтому государство вынуждено поддерживать интересные для себя направления. Илон Маск получил от НАСА контракт на полтора миллиарда сразу, как только купил SpaceX. Без этой сделки проект был бы закрыт после долгой стагнации. Изучение взаимоотношений государства и компаний может быть увлекательным занянием. Так вы можете узнать, что тайваньские микроэлектронные концерны, занимающие лидирующие позиции на рынке, были основаны местным правительством, а успешные американские стартапы получали гранты от какого-нибудь оборонного фонда.
Отечественные прожекты могут столкнуться с нехваткой квалифицированных кадров. Образование, поскольку оно не было востребовано рынком, деградировало. С другой стороны, российские бизнесмены не умеют работать с профессионалами. Вот таджики - другое дело. Интеллектуальная деятельность в РФ презирается, и это хорошо видно по туземному масскульту. Директора копирайтерских агенств открыто признаются, что создают контент, рассчитанный на умственно отсталых. Пролистав популярные сайты, я вынужден с ними согласиться, контент абсолютно идиотский. Российская элита вообще думает, что образованные люди опасны. Как сказал Герман Греф: "ими нельзя манипулировать". Я вижу здесь нежелание делиться богатством и властью с теми, кто этого заслуживает.
А впрочем, делиться уже не с кем. Новые поколения россиян, воспитанные по методике Грефа, смирились со своей ролью, а несогласные утекли. Сотни тысяч профессионалов оказались востребованы где угодно, только не у себя дома. Не обязательно эмигрировать, можно искать работу на американских биржах фриланса и жить в юго-восточной азии, формально оставаясь россиянином. Некоторых такой образ жизни вполне устраивает, другие испытывают мучительные чувства, разрываясь между патриотизмом и собственными интересами. Могу предположить, что в будущем РФ уготована роль поставщика раб-силы на международный рынок фриланса и аутсорсинга. Что поделать, страны занимают на глобальном рынке те ниши, какие могут завоевать.
Меня удручает отсуствие в РФ интеллектуальных политических сил. Некоторым образом на этом поле играют системные либералы: одни раздают гранты молодым биологам, другие устраивают вечеринки с учёными. Либерал хочет показать, что он и с последними достижениями науки ознакомлен, и к высокому искусству приобщён. Это располагает образованных людей, хотя присущая либералам спесь часто отталкивает. В то же время их соперники упали в объятия воинственного дебилизма. Мне иногда кажется, что либералы специально раскручивают дремучих консов и сталинистов с иконами, чтобы выглядеть аристократами на их фоне. Я понимаю, что дискурс "прогресса" будет приватизирован либералами, также как и всё остальное. В конечном счёте они просто используют недовольных политикой "морального большинства" в своих олигархических разборках. Потом доверившиеся им, конечно, обманутся, но так всегда бывает, если выбирать из фальшивых альтернатив. К сожалению, конфликт либералов и консерваторов загоняет российское общество в бесконечный тупик.