Предмет для размышлений взят отсюда:
http://www.patriarchia.ru/db/text/3692168.html Удивительно, но факт: Патриарх остаётся сверхблагосклонным к светским властям. Во вчерашней речи на площади перед Троице-Сергиевой лаврой Предстоятель трижды поблагодарил президента Путина (моему скромному уму не вполне ясно за что). Но благодарность президенту - дело нехитрое, гораздо интереснее, так сказать, концептуальная часть Патриаршего обращения (судя по заголовку, адресовано оно скорее президенту, нежели народу).
Первое, что бросилось мне в глаза, - отчётливо политический характер речи ("Дай Бог, чтобы Россию сегодня поняли те, кто еще ее не понимает. Дай Бог, чтобы все поняли, что от России не исходит ни военной опасности, никаких других опасностей для людей". ), что сильно разочаровывает. Патриарх Кирилл - весьма не глупый человек, однако допускает порою странные противоречия, говоря, что "Церковь вне политики", но при этом периодически выступая с речами именно такого толка.
И ладно бы сам характер этих речей, но нет же: в них конструируется совершенно понятная и для некоторых людей оправданная концепция - "Русский мир", и ничего больше. Концепция эта отдаёт духом империализма и даже национализма (прошу не путать с нацизмом и фашизмом!). На этом фоне вполне естественно выглядят монархические позиции многих влиятельных священников (в частности, о. Димитрия Смирнова) и их прихожан. Увы, "православный" монархизм, национализм, а теперь ещё и единомыслие, по слову Патриарха, дивно распространились.
Патриарх использует интересную риторику в своей речи (и это любопытный исследовательский момент!), жонглируя понятиями и трансформируя их в угоду политическим соображениям. Например, Святейший отталкивается от известных в христианской среде слов, ошибочно приписанных бл. Августину, "в главном - единство, во второстепенном - свобода, во всём - любовь". После этого ставится риторический (по своему качеству) вопрос "Что для нас самое главное?", ответ на который изумил даже "профессионального православного" о. Андрея Кураева: "Народ наш, Отечество наше, историческая Русь - это самое главное, что мы должны сберечь и передать следующим поколениям. И во всем этом мы должны быть единомысленны и стоять на страже нашего единства: и духовного единства, и иного, человеческого, которое сегодня выражается многими способами и средствами". Это, говоря молодёжным языком, трэш, потому что теперь, оказывается, самым главным для нас (по-видимому, под этим "нас" стоит разуметь людей верующих тоже) является народ, Отечество, историческая Русь и единомыслие относительно этих понятий. То есть категории заведомо исторические, и даже политические, ибо они довольно абстрактны и апеллируют к значительным массам людей.
Однако тут следует остановиться и сделать важное пояснение: во фразе, приводимой Патриархом, под главным, конечно, понимается не историческая Русь (когда этот афоризм родился, исторической Руси не существовало, впрочем, как и никакой другой Руси), а основы христианской веры, её фундаментальное, Евангельское содержание (неслучайно ап. Павел говорит: "Надлежит быть разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1 Кор. 11:18) ), И уж тем более это единомыслие никак нельзя экстраполировать на национальные, политические, а хуже того, - корпоративные интересы в конкретный момент истории. Налицо подмена понятий, а лучше сказать - игра на публику (в данном случае в её "функции" выступает президент Путин), и даже потеря связи с реальностью (именно реальностью, а не с политическими ходами, протокольными мероприятиями и стремлением потрафить земным властям).
К вопросу о связи с реальностью: в речи есть один замечательный опус, который мог бы вызвать смех, не будь довольна трагична наша действительность: "И мы верим, что Отечество наше сегодня находится на духовном подъеме, что все то, чему учил преподобный Сергий, обретает реальность в современных категориях мыслей и действий". Я бы очень хотел узнать у Его Святейшества (хотя всецельно понимаю, что это невозможно и едва ли будет возможно), в каких местах нашего Отечества он обнаружил духовный подъём, и что является критерием оного? Может быть, духовный подъём заключается в катастрофе в Московском метро или в гибели 300 человек (а это не просто люди, но с христианской точки зрения - это 300 личностей, любимых Господом) под Донецком? Или, может быть, в том, как живут люди за пределами мегаполисов, где они не нужны абсолютно никому - ни власти, ни бизнесу, ни местным служителям Церкви, а потому охотно спиваются, обманываются, деградируют нравственно (что как не деградация пьянство, блуд, коррупция, отсутствие элементарной бытовой - я не говорю об интеллектуальной, правовой, семейной - культуры). А Христу при всём этом беззаконии нужны.
Но нет, Патриарх мыслит в более высоких категориях - уровня народа, Отечества, целой исторической Руси. Но где во всём этом Христос, Его любовь, жертвенность и горение этой любовью со стороны Церкви? Уместно вспомнить одно из центральных прошений Св. Евхаристии, которое как-то не очень актуализировано в современном церковном сознании: "горе (то есть "вверх, ввысь, ко Господу") имеем сердца".