«МЫ МОГЛИ ИСЧЕЗНУТЬ НАВСЕГДА»

Mar 08, 2009 16:53




 
Юрий Ишу, редактор частной газеты в Жлобине
Фото Павла Мицкевича

Когда-то в Жлобине было 14 ассирийских семей, теперь осталось только несколько человек. Но и сейчас в этом райцентре Гомельской области численность ассирийцев самая большая в Беларуси….

Дважды ассирийцы в Жлобине могли навсегда исчезнуть. В 37-м наших мужчин арестовали, обвинив в сотрудничестве с иранской разведкой. Но через год всех неожиданно отпустили. А когда в город пришли фашисты, ассирийцев собрали и повели на расстрел. Здесь помог переводчик - в последний момент он смог убедить коменданта, что это не евреи, а ираноподданные...

Об этом в материале Павла Мицкевича, опубликованном 07.03.2009 на

http://kp.by/daily/24256/453722/

Чистокровная ассирийка преподает белорусский

Когда-то могущественная империя, покорившая Вавилон. Теперь лишь диаспоры, рассеянные по всему миру. Но даже через тысячелетия единственный народ Ближнего Востока, принявший христианство, хранит родной язык и культуру. При этом, даже не надеясь вернуть когда-нибудь свою территорию, на месте бывшей Ассирии сейчас расположен Ирак.

«МЫ МОГЛИ ИСЧЕЗНУТЬ НАВСЕГДА»

В Беларуси живет несколько десятков чистокровных ассирийцев. В бывшую Российскую империю восточный народ начал массово бежать из Ирана в 1914 году:

- Мусульмане стали вырезать всех местных христиан, поэтому они двинулись на север, - рассказывает жлобинский ассириец, редактор частной газеты Юрий Ишу. - В массе беженцев шли мои бабушка и дедушка, пятилетняя мама и старший на два года папа. Много ассирийцев осело в Краснодарском крае, некоторые пошли дальше, и расселились в Гомельской, Брянской и Черниговской областях. Большинство стали изготавливать резиновую обувь - ее продавали и меняли у местных крестьян на еду. Дважды ассирийцы в Жлобине могли навсегда исчезнуть. В 37-м наших мужчин арестовали, обвинив в сотрудничестве с иранской разведкой. Но через год всех неожиданно отпустили. А когда в город пришли фашисты, ассирийцев собрали и повели на расстрел. Здесь помог переводчик - в последний момент он смог убедить коменданта, что это не евреи, а ираноподданные.

ЧИСТОКРОВНАЯ АССИРИЙКА ПРЕПОДАЕТ БЕЛОРУССКИЙ

Когда-то в Жлобине было 14 ассирийских семей, теперь осталось только несколько человек. Но и сейчас в этом райцентре Гомельской области численность ассирийцев самая большая в Беларуси.

Широко улыбаясь, открывает нам дверь своей квартиры 58-летняя Альбина Мирза: «Праходзьце, калi ласка!». С удивлением узнаем, что чистокровная ассирийка преподает в местной школе белорусский язык.

- Очень люблю вашу мову, она такая красивая! Честно говоря, для меня странно, что ей отводят совсем ничтожную роль. Поэтому и дети в школе не очень уважают свой язык, считая, что он грубый и не интересный. А ведь если говорить на литературном белорусском языке, он прекрасен! Очень люблю ваших писателей и поэтов: Шамякина, Мележа, Панченку.

Не веря, что Ассирия возродится, старшие все равно передают знания своих традиций детям, часто разговаривают с ними на родном языке:

- Это от сердца идет. Пытаемся беречь свои песни, все свое. Вот внучка моя прекрасно понимает наш язык. Мы знаем, что нас мало, поэтому мы обязаны передавать знания новому поколению. Это где-то внутри сидит.

ПРИГЛАШАЕМ НА ПРАЗДНИК!

Новый год ассирийцы празднуют первого апреля. Этот день называется «Ришэт нисан» («Голова года»). Но их главный праздник - это Шарэт Маркуръякус («Храм Святого Владимира», здесь ошибка, на самом деле Мар Курьякус - св. Кирик, прим.- Р.Б.). Белорусские, украинские и российские ассирийцы вместе отмечают его в Черниговской области.

- В большом дворе два хозяина накрывают столы друг напротив друга. Гости по очереди за них садятся. Убиваем баранов, теленка. Тем, которые болеют, на лоб ставят крестики кровью животных. Разводим большие костры. На праздник приглашаем всех! Если кто незнакомый приходит, не спрашиваем, кто, что, а сажаем за стол. И чем больше людей собирается, тем больше на столах потом остается еды! Это же святой праздник! Поем наши песни, танцуем, и так веселимся до шести утра. Мы встречаемся как братья и сестры. Так друг друга и называем. Потому что нас мало, - «гипнотизирует», прищуривая карие глаза, Альбина Владимировна. - В этот день мы даже не думаем работать. Особенно после такого случая. Однажды моя бабушка позвала соседа на праздник, а он как раз делал обувь. И говорит: «Что меня праздник твой накормит?» Ушла бабушка. И вот влетает к нему в форточку птичка, ударяется о свечку, та падает в клей и загорается весь дом. Тот мужчина успел только сына своего вынести. Все его деньги, которые он хранил под матрацем, сгорели.

НА ДИСКОТЕКИ АССИРИЙСКИЕ ДЕВУШКИ НЕ ХОДЯТ

- Невесте можно увидеть своего жениха только перед самой свадьбой, - рассказывает дальше об ассирийских обычаях Альбина Мирза. - Правда, девушка может отказаться от замужества. А пока жених едет, его родословную как по цыганской почте все расскажут. Поэтому невеста уже наслышана, за кого ее сватают. Кстати, «горько» на ассирийской свадьбе не кричат. Очень красивый прощальный танец невесты со свечками, который называется «Семь кругов».

Незамужних ассириек воспитывают в строгости. Гулять по вечерам они не могут.

- Я первый раз попала на танцы в 18 лет. Помню, на часах было девять вечера. Отец сказал, чтобы полдесятого я уже была дома. Пока добежала до танцплощадки, тут и домой пора возвращаться!

Внучку Марианну родители тоже не пускают на дискотеки. Но девушка на них не обижается:

- Наоборот, я чувствую какую-то свою особенность, знаю, что это вековая традиция и я обязана ее соблюдать.

Из-за таких особенностей отношения с одноклассниками у Марианны не всегда ладятся. Могут обозвать цыганкой и даже сделать из девушки изгоя.

ЖЛОБИН МОЖЕТ СТАТЬ ЦЕНТРОМ ТУРИЗМА

Многие страны строят прибыльный туристический бизнес на традициях древних народов. К примеру, в литовский Тракай иностранцев привлекает поселение караимов. Их пирожки пробовал, наверное, каждый, кто был в этом городке.

- Конечно, можно было бы сделать похожий культурный центр ассирийцев в Жлобине, - рассуждает семья Мирза. - Открыли бы музей, кафе, построили бы храм. Могли бы устраивать танцевальные и песенные праздники. Но на все это нужны хорошие деньги. А нас тут остались считанные люди, сами не потянем. Если бы кто-то помог, вложил свой капитал... И приходили бы, и приезжали сюда за милую душу.
А показать есть что, - Альбина Владимировна бережно достает завернутую в платочки книжку. - Это древний ассирийский молитвенник. Жаль, что читать по этой книге никто из нас уже не умеет.

- Тем более есть надежда создать ассирийскую диаспору, власти сами это предлагают. Одежду смогли бы сшить по образцам, которые есть у российских ассирийцев. А кухня у нас шикарная. Я и сам прекрасно готовлю, лучше любой женщины, - смеется Юрий Ишу.

РЕЦЕПТ ОТ АССИРИЙЦЕВ

Дулма (аналог славянских голубцов).

Листья мать-и-мачехи ошпарить кипяченой водой. Мясо желательно не перекручивать на фарш, а порезать на мелкие кусочки. Добавить свиной жир, соль, перец, базилик. Сложить лист мать-и-мачехи так, чтобы получился квадрат. Залить водой и тушить. К блюду нужен специальный соус: 2 - 3 литра цельного коровьего молока вскипятить, потом дать ему остыть до средней температуры. Положить в молоко пол-литра сметаны, посуду с этой смесью закрутить в одеяло и дать настояться 6 часов. Потом все взбить, добавить чеснок и чуть-чуть соли. Когда польете блюдо соусом, сверху нужно положить немного сливочного масла.

АССИРИЙСКАЯ МУДРОСТЬ

Много народных изречений хранят ассирийцы с древности. Вот несколько из них:

- Я поднимал железо и свинец, но не нашел ничего тяжелее хулы и клеветы.

- Я ворочал камни, но не нашел ничего столь тяжелого, как зять, живущий в доме тестя своего.

- Лучше получить от умного сто ударов, чем разрешить глупцу вылить на твою голову благовонные масла.

АССИРИЙСКИЙ СЛОВАРИК

Март - адар

Хорошо - спаи

Работа - пыльхана

Деньги - зузи

Кушать - хала



"Ташъита д Орета" (История Ветхого Завета - Р.Б.),
бережно хранимая белорусскими ассирийцами
Фото Павла Мицкевича 

Белоруссия, демография, ассирийцы

Previous post Next post
Up