Памяти Тезо Агаханова

May 18, 2020 13:58



20 мая 2020 года художнику Тезо Агаханову исполнилось бы 70 лет. И мы - родные, друзья и близкие - собрались бы в этот день поздравить дорогого нам человека в его мастерской на Большой Ордынке. Если бы … Если бы жизнь его не оборвалась 7 января 1996 года в результате автомобильной аварии, произошедшей накануне. Так рано, так неожиданно для всех нас …Осознать, что Тезо больше нет с нами, было невыносимо трудно в те дни, как трудно писать о нем в прошедшем времени и сейчас, спустя почти четверть века. Ведь он был человеком с большой буквы. И остается таким в нашей памяти.

Мои первые осознанные воспоминания о Тезо связаны с дедушкиным домом в тбилисском районе Ваке, когда Тезо, начинающий тбилисской Академии Художеств, приходил в гости к своей родной тете, моей бабушке по отцу, Марие Васильевне Биджамовой (Агахановой). Он уединялся с мольбертом в небольшом флигеле из двух комнат, стоявшем рядом с большим платаном в нашем дворе. Здесь можно было спокойно работать. Мы, будучи любопытными детьми, иногда наблюдали за его работой. Он писал увлеченно и энергично, целиком сосредоточившись на процессе творения. Изредка он оборачивался и, заметив нас, улыбался своей доброй улыбкой, уникально сочетавшейся с пронзительным взглядом его смеющихся и одновременно строгих глаз. И тогда мы уходили, оставляя его наедине с мольбертом и палитрой. Мы интуитивно понимали что он, в отличие от наших родителей, занимается чем-то особенным. Уже потом пришло осознание того, что это особенное называется Творчеством, а у людей творческих своя непростая, зачастую трагичная, судьба.



Тезо (Тезико) Агаханов родился 20 мая 1950 года в ассирийском селении Дзвели Канда Мцхетского района Грузии в семье бухгалтера Давида Васильевича Агаханова и его супруги Наргизы Георгиевны Хошабаевой. Тезо был вторым из трех сыновей этой четы. После ранней смерти матери в 1956 году, Тезо и его старший брат Важа переехали на учебу в Тбилиси. Там у школьника обнаружился талант к рисованию. Он стал заниматься в кружке при Дворце пионеров. После окончания школы в 1967 году и прохождения военной службы, в 1970 году он поступил в тбилисскую Академию Художеств. По окончании Академии, в 1975 году он переехал в Москву, где у него создалась семья и родилась дочь Майя. Семейная жизнь не сложилась, как иногда случается у людей его профессии. Зато работы Тезо были замечены художественными критиками и он был принят в члены Союза художников СССР. Девяностые годы прошлого века оказались слишком суровыми для многих деятелей искусства. Не осуществилась большая мечта Тезо - желание построить завод по производству хрусталя в Подмосковье, многие другие начинания. В последние годы жизни алчные чиновники положили глаз на старый особняк на большой Ордынке, где располагались мастерские Тезо и нескольких других художников и скульпторов. И ему приходилось ходить по кабинетам, отстаивая право трудиться в том месте, где они работали многие годы.



Композиция "Сфинкс". Кованая медь. Санаторий "Орбита", Подмосковье.

*******

В 1983 году в третьем номере журнала АТРА, издававшегося в те годы в Санкт-Петербурге, вышло интервью с Тезо Агахановым, текст которого мы приводим здесь полностью.

*******

Мастерская - мой дом

*******

Творчество известного художника Тезо Агаханова мало знакомо ассирийскому читателю. Редко когда кто-то из ассирийцев заходит в мастерскую художника. В основном это друзья, родственники, односельчане.
Тезо можно по праву назвать мастером своего дело. Его работы различны по характеру и жанру: это живопись, скульптура, графика. Волшебным рукам матера подвластно все.
Рисовать Тезо начал еще в школе. Он рисовал природу, любовь к которой сохранил на всю жизнь. Тезо родился в живописном уголке Грузии, в ассирийском селе Канда. Говорят, ассирийцы пришли сюда давно, еще при князе Мухранском. Они купили большой земельный участок и надолго поселились здесь. После четвертого класса мальчик переехал в Тбилиси, где продолжил учебу. Во Дворце пионеров занялся рисованием.
Через несколько лет Тезо попытался поступить в Тбилисскую Академию Художеств, но потерпел неудачу: провалился на экзамене. Неудача не остановила его, и вот уже после службы в АрмииТезико снова сдает экзамены в Академию. В тот год принимала московская комиссия. Агаханов сдал все экзамены на «5».
Годы учебы не прошли даром. Из неопытного юного художника он превратился в опытного мастера, приобрел специальность художника по стеклу и керамике.
Затем Тезо переезжает в Москву и работает как монументалист. В 80-е годы он работал художником-оформителем на Московской олимпиаде. Далее были заказы, заказы, заказы… Участвовал во многих выставках и экспозициях в Москве, Киеве, Тбилиси…



Редакция «Атры» побывала в мастерской художника и взяла у него интервью.

*******

- Судя по твоим работам, ты увлекаешься живописью, графикой, скульптурой. Какой из этих видов искусства тебя больше привлекает?
- Если сказать честно, то я не могу остановиться на чем-либо одном. Пишу маслом, занимаюсь лепкой… Долгое время я занимался изготовлением декоративных витражей. Делал мозаику. В настоящее время работаю с хрусталем, стеклом, металлом. Художник должен работать в различных направлениях.
- В чем секрет твоего творчества? Как ты находишь темы своих работ и реализуешь их?
- Вы знаете, здесь ничего трудного, сверхъестественного нет. Мне не нужно ломать голову над темой, искать ее. Они вокруг нас. Вот, сидя здесь, я вижу несколько интересных тем. Но это уже моя профессиональная тайна.
- Как часто в своем творчестве ты обращаешься к ассирийской теме?
- Ассирийской тематикой я начал увлекаться лишь в последнее время. Правда, в молодости, я пытался использовать в своих работах ассирийские мотивы. Но мои наставники не только не советовали мне использовать их, но даже иногда и запрещали. Многие мои работы были забракованы на художественных советах.
Среди моих последних работ я бы хотел отметить, прежде всего, барельеф «Умирающая львица», подражание древнему ниневийскому шедевру; витражи, сделанные для столичного кафе, выполненные в древнеассирийском стиле. На этих витражах я изобразил бегущих лошадей, колесницы, крылатых гениев.
В последнее время я сделал интересную работу из хрусталя: набор бокалов для вина. И что самое интересное, он имеют форму и рисунок, напоминающую Вавилонскую башню или зиккурат. Особую прелесть они приобретают, когда в них наливаешь вино.



"Вавилонская башня". Хрусталь.

*******

- С кем из художников ты поддерживаешь связь?
- С кем работал, со всеми почти дружен. Более тесные связи у меня с Васнецовым, Андроновым, Джибраевым. Особо отмечу Джибраева. Правда, он в Ленинграде, а я в Москве. Но всякий раз, когда я бываю в Питере или он приезжает в Москву, мы встречаемся, обмениваемся опытом. Я часто прошу его высказать свое мнение. Оно для меня очень ценно и дорого.
- Мы обратили внимание на фотографии, которые висят у тебя на стене. Многие сняты в мастерской: ты в кругу друзей и земляков. Видимо, помимо прочего, ты очень гостеприимный хозяин.
- Мне трудно об этом судить. Но мастерская - это мой не второй, а первый дом. Здесь я работаю, учусь, живу, провожу время. Этот дом преображается, когда приезжают мои ахунва, земляки из Канды. Начинаем готовить долма, туяте, бушала. Запах красок перебивается ароматом трав из Грузии - сатра, нынха, чянан. Друзья недаром в шутку назвали мою мастерскую постпредством Канды в Москве.



Земляки в гостях у художника.

*******

- Интересно, остается ли у тебя время на другие увлечения, кроме искусства?
- Как это ни удивительно - да. Очень люблю играть в настольный теннис, нарды. Безумно люблю рыбалку. Когда бывает время съездить в Грузию, выбираюсь на рыбалку. А иногда просто беру мольберт и ухожу в горы. Это тоже увлечение и отдых.
- Если можешь, Тезо, расскажи о своих творческих планах?
- Первым делом, хочу написать маслом ряд картин, посвященных древней Ассирии. Уже есть кое-какие мысли по этому поводу. Первая картина будет называться «Дворец ассирийского царя в Ниневии», затем «Ашшурбанипал в своей библиотеке», «Зрелость Семирамиды». Помимо этого, готовлю свои воспоминания о деревне и юности. Цикл картин посвящу этой теме: «Канда: детство и молодость» и др. Кстати, готовлю выставку, которая буде размещена на предстоящем съезде АК СССР в ноябре этого года.
Хотите, открою вам одну из своих тайн или мечтаний? Может быть, кому-то она покажется несбыточной. Но я верю - она сбудется. Я хочу построить хрустальный завод под Москвой. При нем размещу экспериментальный цех, построю школу и детсад для работников этого завода. Но эти планы уже встречают решительный отпор со стороны чиновников. На днях буду в Моссовете, где этот вопрос будет обсуждаться.
- Желаем успеха!
- Спасибо. Я бы тоже хотел пожелать Вашей редакции больших творческих успехов. Почаще навещайте людей искусства, науки, да и просто интересных людей. А ведь их так много вокруг нас. Желаю, чтобы Ваш журнал читали как можно больше ассирийцев, пусть «Атра» войдет во все ассирийские дома!
Пользуясь случаем, хочу пожелать успехов нашему Ассирийскому Конгрессу!
Дорогие друзья, ахунва! Приглашаю Вас всех к себе домой - в мастерскую!



Яйцо. Хрусталь.

*******

Последний шанс объединиться!

*******

В конце 80-х - начале 90-х годов прошлого века художник Тезо Агаханов стал активным поддерживать возродившееся в годы Перестройки ассирийское национально-культурное движение. Он принимает участие в работе московской ассирийской организации "Хаядта", а затем Ассирийского Конгресса СССР, дает интервью газетам и журналам. На этом этапе он становится одной из знаковых фигур ассирийства бывшего СССР. Запомнилось его пламенное выступление на первом съезде Ассирийскогот Конгресса СССР (АК СССР), когда он призвал своих соплеменников хранить единство в составе мощной национальной общественно-культурной организации, а не разбегаться по "национальным квартирам", следуя менталитету элит бывших советских республик, уже готовившихся к выходу из состава Советского Союза.



Агаханов Тезо: "Поймите же, наконец, что для нас, наверное, это последний шанс объединиться, собрать все части нашего многострадального народа в единое целое".

*******

В семейном архиве Агахановых сохранились номера журнала «Декоративное искусство СССР», в которых рассказывалось о творчестве мастера. Так, в номере 6 за 1991 год в рубрике «Новые работы» рассказывалось о его композиции из кованой меди «Сфинкс», установленной в подмосковном санатории «Орбита», а уже в №4 за 1992 год была опубликована рецензия художественного критика Л. Румянцевой, посвященная другим работам Т. Агаханова. Вот ее полный текст.

*******

Тезико Агаханов
Тбилиси

*******

Творчество молодого грузинского художника Тезико Агаханова определяет своеобразная основательность, которая идет от традиции народного крестьянского мышления. Если поднять кубок Тезико Агаханова, наполненный вином, то невольно ощутишь непривычную для стекла тяжесть: кажется, что и праздничный стол должен быть массивным и широким, как бы предназначенным для некоего ритуального действа.
Работы Тезико Агаханова исходят из простоты, устойчивости, компактности привычной ему традиционной крестьянской деревянной и глиняной посуды. Рукам художника ближе эти менее хрупкие, чем стекло, материалы. В массивной прочности работ Агаханова, в полном отсутствии мелких деталей - стремление продлить этим изделиям жизнь, залог их длительного существования. С использованием простейших свойств стекла, заново повторенных и объясненных наглядно, создаются декоративные эффекты его изделий.



Бокал "Калы" и браслет. Хрусталь.

*******

В подходе художника к материалу лежит изначальный рукотворный практический опыт, в основе которого - стремление почувствовать форму руками; он словно ощупывает каждую форму, приспосабливает ее для своих рук, не пронизывает ее током-движением, а обтекает медленно, неторопливо, как бы «прорабатывая».
Художнику важно самому познать форму, понять, как она составлена, докопаться до самой сути. Свои кувшины он как бы складывает из составных, сочлененных между собой частей: устья, горлышка, тулова; вычленив предварительно азы, выстраивает из них пластическое целое с той же подкупающей наглядностью действия, как дети строят пирамиду. В графинах, бокалах Тезико Агаханова масса стекла равномерно оседает, словно подчиняясь растительной силе, действующей в плодах; соединение ножки и тулова напоминает плодовую завязь, кувшин из двух половинок подобен грецкому ореху, тулово графина - кукурузному початку, в украшении рюмки встречается чисто растительный мотив - росток. Ритмы природы органичны для художника, как для каждого, родившегося в деревне, где природа для человека - естественная среда. А Тезико родился в селе Дзвели Канда, в ассирийской семье.
В его работах связь с природой проявляется в самых разных планах: как во внешних мотивах, как и в крепости, кряжистой цельности самой структуры формы и образа. Наиболее концентрированно выразились все оттенки художественной связи с природой в одной из работ художника - «Дуб». «Патриарх лесов» притягателен для художника не только мощностью и мажорностью, но и знаменует для него непреложные законы жизни, ее укорененность и вековую устроенность.



Набор для вина "Дубы". Хрусталь.

*******

Народное сознание естественно вырастает между двумя полюсами; конкретность мышления, практичность и стремление к «невидальщине», сказочной красоте сопрягаются в нем в одно целое. Воображение создает предметы из невиданных материалов и наделяет их неслыханными качествами. Так возникают в сказках за одну ночь хрустальные мосты, по которым можно ездить, серебряные молоты и золотая кузница - фантазия кузнеца Вакулы. И хрустальные браслеты Тезико сродни этим хрустальным мостам, каретам. Золотые браслеты могут быть у кого-нибудь, но хрустальные - это воплощенная мечта о «невидальщине». Хрусталь для художника - особый материал. В его сверкающей ограненности для сознания художника, склонного к сказочному размаху, таится заманчивое сходство с драгоценностью.
В каждой работе Тезико Агаханова проявляется одна из многих, свойственных ему интонаций: восхищение, удивление или подкупающая наивная серьезность, но в основе их лежит простодушная непосредственность, которую нельзя подделать, а можно только обладать ею.

Л. Румянцева

*******



Многие из работ Тезо бережно хранятся в домах родных и близких.
*******

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Рассказ о Тезо Агаханове можно было бы пополнить публикациями из других СМИ, воспоминаниями друзей, родственников и товарищей. Но мне кажется, что обе приведенные здесь статьи - в журналах «Атра» и «Декоративное искусство» - проливают достаточно света на его личность и творчество. Очень жаль, что он ушел так рано, когда его талант только начал обретать новые краски, вступая в пору творческой зрелости, когда создаются наилучшие произведения. Увы, старой мастерской больше нет. После трагической гибели Тезо коллеги по творческому цеху не смогли отстоять свои права. Теперь там располагается офис одной из крупных фирм. Бывая в Замоскворечье, все мы - друзья и родственники Тезо - приходим к дому, в котором была его мастерская. И стоим там, в молчании, вспоминая ее гостеприимного хозяина.



Тезо Агаханов похоронен на кладбище села Дзвели Канда в Грузии..
*******

©Роланд Биджамов

Примечание. Автор приносит огромную благодарность В.Д. Агаханову, М.В. Агахановой, В.В. Шуманову и фотохудожнику Павлу Юханову (Грузия - Украина) за присланные архивные материалы и помощь в написании этой статьи.

искусство, личное, ассирийцы

Previous post Next post
Up