Немецкие офицеры на Афоне

Mar 22, 2017 18:38



Во время немецкой оккупации в 1941 г. Священный Кинот Святой горы Афон направил Адольфу Гитлеру письмо с просьбой сохранить святогорские монастыри от разрушения и ввести на Афон немецкий гарнизон. Это послание составил старец Гавриил Дионисиатис, духовник монастыря Дионисиат, а перевел на немецкий язык - монах Герасим Дионисиатис. Кроме того, известный афонский мастер резьбы по дереву монах Арсений Ксилоглиптис («резчик») из скита Малой Анны искусно вырезал деревянную икону Гитлера с надписью «о Адольф о мегас василиас» («Адольф - великий царь»), которая была подарена фюреру вместе с посланием Кинота.

31 июля 1941 г., т.е. после того как фашистская Германия напала на Советский Союз, на Афон по приглашению Св. Кинота прибыла группа немецких офицеров и ученых во главе с профессором византийских исследований Мюнхенского Университета Францом Дёльгером. Эта экспедиция Анненербе была поддержана министром восточных территорий Альфредом Розенбергом и фокусировала внимание на исторических, искусствоведческих и теологических вопросах. Как вспоминал монах Герасим Дионисиатис, многие офицеры были очень образованными людьми и хорошо знали не только европейские языки, но и древнегреческий. Группа немецких офицеров и ученых обосновалась в Карее, а гарнизон - в Великой Лавре и на Вигле.

image Click to view



Для справки: Дёльгер (Dölger) Франц (4.10.1891, Клейнвальштадт, - 5.11.1968, Мюнхен), немецкий византинист. В 1931-59 гг. профессор Мюнхенского университета, руководитель Мюнхенского византиноведческого общества. Ред. «Byzantinische Zeitschrift» (1928-63). Занимался преимущественно изданием исторических памятников, византийской дипломатикой. Дёльгер в своем превосходном отчете на конгрессе представителей исторической науки в Варшаве в 1933 г. прекрасно показал важность проблемы системы собственности для понимания истории Византии. Особенно следует иметь в виду его пожелание не исходить в этих трудных вопросах из слишком общих положений экономической истории, но работать исключительно над анализом текстов, тщательно их интерпретировать и шаг за шагом подвигаться к разрешению этих проблем. Это указание сближается с тем, что по этому поводу говорил некогда Фюстель-де-Куланж: «История строится только на основе текстов, их нельзя заменять личными мнениями. Лучший историк тот, кто ближе всего придерживается текстов, кто пишет и думает только по ним. Смелые выводы не имеют ничего общего с наукой».

Дёльгер  - признанный глава филолого-юридического направления в византиноведении. Так, проф. Ф. Дёльгер изучил проблему «перенесения» названия «Рим» на Константинополь, который с конца IV в. становится «новым Римом» (F. Dölger. Rom in der Gedankenwelt der Byzantiner // Zeitschrift fur Kirchengeschichle, LVI (1937).

В ходе экспедиции Ф. Дёльгер смог изучить знаменитый «Трагос» имп. Иоанна Цимисхия 971-972 гг. - Первый Устав Святой горы Афон (см. фото).




Для справки: после гибели Никифора Фоки (969) афонские монахи, недовольные возвышением Вел. Лавры, слава к-рой оставляла в тени др. мон-ри, направили новому имп. Иоанну I Ци-мисхию жалобу на прп. Афанасия, обвиняя его в нарушении исконного строя афонской жизни. Для урегулирования споров император направил на А. мон. Студийско-го мон-ря Евфимия. В результате в кон. 971 - нач. 972 г. был издан Первый Устав Святой горы - типикон Иоанна Цимисхия. Филофеит,  копиист  Устава, упоминает, что  этот документ,  написанный на греческом языке, был утвержден императором и хранился в Протате, причем  к моменту снятия копии он уже имел утраты (см.: Порфирий, еп. Восток Христианский. Афон. Киев, 1877. С. 89).  Устав был отнесен  Филофеитом  к 970-972 гг. Порфирий относит его к 971 г., «имея в виду юридический обычай греков испрашивать царскую милость в начале воцарения государей» (Порфирий, с. 89). По его мнению, в 970 г., когда на престол вступил Цимисхий, состоялся  прием  императором  представителей Афона, о котором говорится в преамбуле, и проходила  разработка документа.  Утверждение же  Устава  императором состоялось в следующем - 971 г.

Этот документ, известный также под названием «Трагос» (от «козел», т. к. написан на пергамене, выделанном из козлиной шкуры; хранится в архиве протата), состоял из 28 правил и действовал без значительных изменений на протяжении всей византийской эпохи (типиконы 1045 и 1406 гг. фактически лишь дополняют его положения, а др. афонские уставы в наст. время ставятся под сомнение) и вплоть до сего дня. Мон-рям было предоставлено право получать неограниченные пожертвования, приобретать земли как на А., так и вне его.

Кроме  списка Филофеита (находится на Афоне) существуют также Афоно-Павловский (1784) и Кутлумушский списки. Последний опубликован в сборнике архимандрита Григория (о нем см.: Порфирий, еп. Восток Христианский… разд.: Оправдания. № 1). Опубл.: (в рус. пер.): Порфирий, еп.  История Афона. Т. 6.

Под документом стоит 56 подписей (47 из них принадлежат игуменам афонских мон-рей, но почти никто из них не указал название своей обители). По свидетельству Порфирия, он не включил в свой перевод подписи под документом, среди них: Афанасий монах и Прот; Афанасий, монах и игумен великой лавры; Христофор монах и игумен Протата, ό τοΰ Πρώτου; Иаков монах пресвитер и игумен; Фома монах пресвитер и игумен, Иоанн, монах и пресвитер; Георгий зограф; Феодул монах Άβχέχ; Павел монах и пресвитер; Козма монах и екклесиарх; Николай монах и игумен каллиграф; Козма монах и игумен Феоктистов; Савва монах  игумен и кувуклисий, а также подписи  эконома Протата и всего Афона, монашествующих пресвитеров и  игуменов.  Под документом стояли, в частности,  подписи  игуменов следующих обителей,  названия которых упомянуты в Кутулмушском списке рядом с именами подписавших Устав: Ксистри; Миници; Макру; Гомату; Равдуху, Фалакру, Факину, Ягари; св. Трифона; Кохлиара; св. Василия.

Помимо Кареи, где хранился «Трагос», экспедиция Дёльгера посетила также Русский на Святой горе Афон Свято-Пантелеимонов монастырь, в котором им устроил торжественный приём настоятель Руссика архим. Иустин (см. видео: http://youtu.be/n5YyEoaL3OA).  Во время приема этой делегации иеромонах Софроний (Сахаров) подвел немцев в царском архондарике к стене, где висели портреты русских царей и патриархов, под которыми на самом видном месте висел … портрет Гитлера (см. фото).



Для справки: Послание Кинота Святой Горы Афон (1943 г.): «Синод св. общин на св. горе Афон наисердечно благодарит немецкие оккупационные власти… С большим удивлением следили мы за мужественной борьбой немецкой армии и ее союзников за освобождение России от безбожного большевизма. Всюду, куда входят немецкие войска, восстанавливается религиозная жизнь и церковные колокола начинают опять звонить. Германия и ее союзники взяли на себя защиту христианство… священная община на святой горе Афонской с уверенностью ожидает победы защитника христианства - немецкого Райха и союзников. Она молится, да благословит Господь победоносное оружие Вождя Райха и шлет верующим в Восточной области наисердечные поздравления и наискреннейшие пожелания добра» (ЦО, 1943 г., № 6. С. 8).

См. также: http://expertmus.livejournal.com/39415.html

Впоследствии Ф. Дёльгер оставил свидетельство о своём посещении Афона в сопровождении взвода эсэсовских автоматчиков: «Пожалуй, во всем мире нет другого такого места, в котором посетитель с Запада не убеждался бы до полной ясности в наличии настоящей пропасти между западным и восточным мышлением, между западным и восточным благочестием. Сама природа на Афоне освящена историей, все погружено в мистику и символику. Для православного монаха здешние места наполнены чем-то возвышенным, выходящим за пределы грешного существования. Эта возвышенность, божественность Афона воспринимается не как игра воображения или ложное подобие, но с полной серьезностью, в духе позднеантичного неоплатонического учения о бытии».

После поездки на Афон Дёльгер в своем каталоге дал ценный хронологический перечень актов, изданных византийскими императорами, либо сохранившихся в оригиналах, либо известных нам по указаниям некоторых историков.

Публикации: Regesten der Kaiserurkunden des Oströmischen Reiches von 565 bis 1453, Bd 1-5, Münch.-B., 1924-65 (2-е изд. в 2009 г.); Beiträge zur Geschichte der byzantinischen Finanzverwaltung, besonders des 10. und 11. Jahrhunderts, 2 Aufl., Darmstadt, 1960; Aus den Schatzkammern des heiligen Berges, Münch., [1948]; Byzantinische Diplomatik. 20 Aufsatze zum Urkundenwesen der Byzantiner, Münch., 1956; Dölger F. Das byzantinische Mitkaisertum in den Urkunden // Byzantinische Diplomatik. Ettal, 1956. S. 102-151; Paraspora, Münch., 1961; Dölger, F., Die byzantinische und mittelalterliche serbische Herrscherkanzlei, Actes du XII* Congr. Intern. d'et. byz. I, Beograd 1963. S. 83-103; Библ. работ Д. см. в кн.: Polychronion. Festschrift Franz Dölger zum 75. Geburtstag, Hdlb., 1966, S. 13-31.



Chrysobull of Alexius III of Trebizond (1338-1390) to the Dionysiou Monastery on Mount Athos.



Автор:Dölger F.
Название: Facsimiles byzantinischer Kaiserurkunden
Издательство: Mittel- und neugriechisches Seminar der Universität München
Год: 1931
Формат: PDF
Размер: 47,31 мб
Язык: Немецкий
Количество страниц: 65 стр + 66 рис.

В монографии анализируются подписи византийских императоров.

Downloads:

http://depositfiles.com

© Блог экспертов Музея имени Андрея Рублева, 2012

православие, наука, история, Греция, греки, Германия, война

Previous post Next post
Up