Евгений Витковский. Москва ассирийская

Dec 02, 2016 00:01



Наталия Верди. Тевтон. Портрет Е. Витковского.
1998, СПб. Холст, масло.

Евгений Витковский - российский писатель-фантаст, литературовед, поэт, переводчик.
Оказалось, что совсем недавно он обратился к ассирийской теме, а вернее, ко вчерашнему и сегодняшнему дню одной из ярких общин Москвы,
Вот такое стихотворение было опубликовано 12 ноября на его официальной странице в фейсбуке.

МОСКВА АССИРИЙСКАЯ

Печная сажа, пиво и яйцо.
Печальный взгляд и темное лицо.
Работа, будка. Прочее - детали.
Был гуталин отчаянно духмян.
Чистильщиков считали за армян,
но, в общем-то, по глупости считали.

Печально быть сморчком среди груздей:
халдей виновен в том, что он халдей,
в том, что не турок, скажем для примера.
Османы из избы выносят сор:
айсор виновен в том, что он айсор,
и что похож на древнего шумера.

Хохочет жизнь - укуренный диджей,
и не поймешь, куда еще хужей:
просвета нет ни на каком этапе,
и комом далеко не первый блин,
и даже как готовить гуталин -
не сказано в законах Хаммурапи.

Князья шнурков и стелек короли,
копившие копейки и рубли,
годами пробавляясь всухомятку,
имея в перспективе и в виду
надежду на счастливую звезду
и просто на счастливую палатку.

Кто растворяет сажу на спирту,
а кто в нее вливает кислоту,
еще другой рецепт у англосакса,
бура и воск, шеллак и скипидар,
такой вот самодельный Божий дар
и, как ни назови, все та же вакса.

Старик Абрам, или старик Априм,
которым оный гуталин варим,
не верует в российские туманы,
однако же ни за какой посул
он не вернулся бы в родной Мосул,
где вырезали всю семью османы.

На левом, Ниневийском берегу,
все, что стояло, отдано врагу,
разрушена последняя лачуга,
там, накурившись опия, мослем
расплавил или просто продал шлем
щумерского царя Мескаламдуга.

Для молодежи, может, и смешон
склонившийся над стельками Шимшон,
что трудится и споро и в охотку,
но мальчик и невинен, и патлат,
однако нынче даже царь Тиглат
держался бы за щетку и бархотку.

Уже без ассирийской бороды
берутся эти парни за труды,
родную речь забывшие подростки,
и ни малейшей ясности в делах,
и вымирают будки на углах,
как вымирает лев галапагосский.

Но рано говорить про эпилог,
пускай в Москве все менее сапог,
но люди - те же божии коровки,
и не хотят скитаться по дворам:
наверное, не зря айсорский храм
поставлен на трагической Дубровке.

Сменился мир, и он опять недобр,
качают годы головами кобр,
секунды превращаются в пехоту
и вовсе не желает знать народ -
который там очередной Нимрод
устроил королевскую охоту.

Очередной минует перегон,
в былое отойдет любой Саргон,
любой закон пойдет на самокрутки,
рассказ окончен, занавес упал,
и пьет последний Ашшурбанипал
холодный чай в тени последней будки.

Послесловие

Ну что тут сказать!
Прекрасная зарисовка, отразившая цепкий взгляд автора, уловившего многие важные моменты в судьбе ассирийства России.
Стоит почитать Витковского и задуматься: о том кто мы, и куда идем.

©Роланд Биджамов
02 декабря 2016 г.

P.S. О самом Витковском можно прочитать здесь.

этнография, этносфера, поэзия, этнополитика, Россия, ассирийцы

Previous post Next post
Up