Пятый день военной операции по освобождению Мосула запомнился выдвижением к Бахдеде (Карекош, Хамдания), самому крупному ассирийскому городу на Ниневийской равнине. Иракские части и ассирийские силы закрепились на южных подступах к городу.
Вместе с тем в этот день, ИГИЛ совершил дерзкую атаку в Киркуке с явной целью отвлечь внимание противника от Хавиджи и Мосула. В пятницу утром около 40 боевиков атаковали административные здания в городе Киркук, а также электростанцию, расположенную в одноименной провинции в районе города Дибис. Иракские службы безопасности и курдские пешмарга отбили неожиданное нападение.
На момент написания материала, игиловцы удерживали позиции в
Киркуке.
Аналитики
ISW считают, что это часть стратегии ИГИЛ и подобные атаки возможны в любых районах страны.
День 21 октября ознаменовался ещё одним мрачным событием.
В результате авиаудара по траурному собранию в хусейнии мусульман-шиитов в Дакуке к югу от Мосула погибли 20 и были ранены 50 человек. Сторона, совершившая авиаудар, не называлась, однако агентство Shafaq News сообщило, что произошел «ошибочный» авиаудар международной коалиции. Телеканал «Аль-Маядин» передал, что авиаудар нанесли США.
Ниневийский театр военных действий
Утром 21 октября, незадолго до начала наступления на Бахдеду, командующий сухопутными войсками Ирака генерал-лейтенант Рияд Джалял встретился с бойцами ассирийских Частей защиты Ниневийской равнины (NPU).
Генерал обратил особое внимание бойцов на выполнение задач обеспечения безопасности в Бахдеде, сразу после прорыва иракским спецназом обороны игиловцев, последующей зачистки города от террористов и проведения саперными частями работ по разминированию территории.
Спецназ вёл бои в Бахдеде весь день, основные армейские части и NPU шли во втором эшелоне. NPU на своём аккаунте в твиттере сообщили в субботу утром, 22 октября, что они вступили в город вместе с иракскими войсками.
На юге армейские части проводили операция охвата игиловцев с двух сторон в районе Кайяра (Гайара)
Одновременно с этим иракские части укреплялись в городе Бартелла, где накануне над одной их церквей города был поднят иракский флаг и звонил колокол.
На севере Ниневийской равнины курдские пешмарга и иракский спецназ наступали из района Тельускуфа на расположенный к югу городок Батная и по поступившей вечером 21 октября информации, уже вступили в город.
На востоке Ниневийской равнины, в районе Баашики и Бахзайе в течение 20-21 октября, пешмарга и специальные войска Ирака наносили фланговые удары, охватывая территории городов с двух сторон.
Ранее сообщалось, что ассирийские части NPU уже вошли в Баашику.
Дислоцированные к востоку от Баашики турецкие военные и подготовленное ими ополчение "Хашад Ватаний" бывшего губернатора Ниневии Атиля Нуджейфи, состоящее в основном из арабов-суннитов боевых действий не вели.
Информбюро командования иракской армии сообщило, что за пять дней после начала операции в Мосуле освобождено 53 населенных пункта и уничтожено 473 боевика ИГИЛ.
Турецкие военные в Ираке.
Роль Турции в операции
Вечером 21 октября министр обороны США Эштон Картер, заявил после переговоров с турецким президентом Эрдоганом, что "Турция и Ирак достигли принципиального согласия по вопросу операции против ИГ в Мосуле».
"Ирак должен признать роль Турции», - подчеркнул Э.Картер.
Он уточнил, что в настоящий момент США работают над конкретными параметрами участия Турции в операции против ИГ в Мосуле, и что в Вашингтоне допускают возможность оказания Турцией не одной только военной помощи в этой операции.
Что будет?
События пятницы 21 октября, а именно внезапная атака игиловцев на Киркук, ещё раз подтвердили справедливость гипотезы о том, что операция по освобождению Мосула от "Исламского государства", не будет лёгкой прогулкой, а может затянуться на довольно продолжительное время.
Ведь речь идёт не об обычных боевиках организации "Даиш", как её принято сейчас политкорректно называть, а о вооружённых силах "Исламского государства", не имеющего разве что собственной военной авиации.
Это арабо-суннитское квазигосударство на землях Ирака и Сирии, объявившее себя "Халифатом", представляет собой важный элемент и одновременно инструмент складывающейся в регионе будущей геополитической системы. Это тот инструмент, которым будут пользоваться до тех пор, пока необходимость в нем не отпадёт окончательно.
А это, в силу многих причин, произойдёт не так быстро.
Роланд Биджамов
22 октября 2016 года.