Памяти шумеролога Фалькенштейна (1906-1966)

Sep 17, 2016 20:47

Оригинал взят у banshur69 в 17 сентября 1906 г. Адам Фалькенштейн

Сегодня исполнилось 110 лет со дня рождения величайшего немецкого шумеролога Адама Фалькенштейна (1906-1966). Он внес столь значительный вклад в нашу науку, что ни один ее представитель не сможет обойти его труды. Тем не менее, в сети нет ни одной его фотографии.


Окончив Геттингенский университет, Фалькенштейн в 1931 г. защищает докторскую диссертацию на тему "Основные типы шумерских заговоров". В ней он впервые в истории ассириологии проводит классификацию всех известных на то время заговоров по трем группам: профилактические (направленные против демонов и колдунов), легитимационные (устанавливающие легитимность заклинателей) и освятительные. За несколько лет до защиты диссертации Фалькенштейн становится эпиграфистом археологической экспедиции в Уруке, что позволяет ему за девять лет издать протошумерские рисуночные таблички начала III тыс. до н.э. и подробное исследование топографии Урука с конца IV тыс. до н.э. до эллинистического периода.
В 1939 г. Фалькенштейн вступает в нацистскую партию и принимает участие в грандиозном политико-мистическом проекте Третьего Рейха. Гитлер с самого начала покровительствовал ассириологии, поскольку видел в своем государстве преемника не только Римской, но и Ассирийской империи. Это означало, что власть Германии должна распространиться на подмандатный Британии Ирак. Необходимо было с помощью прогермански настроенных арабских муфтиев устроить "цветную революцию" (т.е. коричневую революцию) в Ираке. Ранее эти же муфтии принимали участие в германском антисионистском движении в Палестине, и их кандидатуры были достаточно проверенными. Однако требовался эксперт-советник, руководящий всеми тайными силами Рейха на Ближнем Востоке. И таким советником стал Фалькенштейн. В начале 1941 г. он вместе с Фрицем Гробба был переправлен на самолете в Багдад, где уже 1 апреля вспыхнуло восстание против британцев. Однако это восстание довольно быстро потерпело поражение из-за бдительности британской разведки и религиозных противоречий между муфтиями. Фалькенштейн был срочно переправлен в Турцию, где до самого конца войны работал нештатным сотрудником германской разведки и учил турецких шумерологов. В Стамбуле им была описана огромная коллекция шумерских и хеттских текстов.
Следует сказать, что в идеологическую работу по обеспечению интересов Рейха в Ираке были включены все выдающиеся ассириологи Германии, не имевшие еврейского происхождения - Вольфрам фон Зодэн, Курт Яритц, Артур Унгнад и многие другие. Еще одна группа немецких ассириологов, работавших в США, стала тайком снабжать германского посла сведениями о работе своих коллег-евреев. Крамер пишет в своих мемуарах о той эпидемии, которая поразила его старших коллег-немцев сразу после прихода Гитлера к власти. Он не понимал, почему великий Артур Пёбель, автор первой шумерской грамматики и его учитель клинописи, стал относиться к нему неприязненно и перестал подавать руку. И ведь это происходило на территории США, в Филадельфии и Чикаго! Казалось бы, где Берлин и где Чикаго. Но интересен конец этой истории. В 1956 г. Крамер посвятил свою самую известную книгу "История начинается в Шумере"... Артуру Пёбелю. И подписал: "От благодарного ученика-неарийца". Очень показательная история! Каковы бы ни были политические убеждения и даже заблуждения учителя - важнее всего то, что он твой учитель и его вклад в науку велик. Так рассуждало все западное общество. Поэтому ни один ассириолог, работавший на Рейх, не подвергся денацификации после 1945 г. Унгнад и Яритц зря кончали с собой в апреле 45-го.
Фалькенштейн возвращается из Турции в 1945-м и сразу становится профессором Гейдельбергского университета, в котором он проработал до самой смерти и в котором вырастил тех корифеев ассириологии, имена которых мы произносим с восторженным придыханием - Эдцарда, Ренгера, Вильке, Кленгеля, Крехера. Уже в 1949-50 гг. Фалькенштейн выпускает в свет фундаментальную двухтомную "Грамматику надписей Гудеа", в которой подробно изучает не только морфологию, но и синтаксис цилиндров и статуй Гудеа. В 50-е выходят тома его изданий шумерских юридических текстов и царских гимнов. С 1950 по 1966 г. он возглавляет редакцию ведущего ассириологического журнала Zeitschrift fuer Assyriologie.
И вдруг в 1959 г. одна из самых распространенных теорий Фалькенштейна оказывается поколебленной. Его идея о шумерском храме как единственном центре городского хозяйства была опровергнута И.М.Дьяконовым, доказавшим двухсекторность шумерской экономики и примат общинного хозяйства над храмовым. Евроатлантические ассириологи (и в первую очередь Крамер) признали правоту Дьяконова. Но немецкие остались при своем мнении, поскольку предать учителя для них было невозможно.
В 1965 г. Фалькенштейн выступил в журнале Germania с экспертным заключением по поводу тэртерийских табличек, найденных в Трансильвании. Он пришел к выводу, что письмена этих табличек протошумерские, и это значит, что нужно искать происхождение шумеров в Европе. К сожалению, он оказался неправ.
Все живущие на Земле шумерологи - дети, внуки и правнуки Адама Фалькенштейна. Он прожил непростую, спорную в моральном отношении, но насыщенную великими трудами жизнь. И поэтому сегодня все наше сообщество согласно отмечает его юбилей.

P.S.Когда я приехал с докладом в Гейдельбергский Институт ассириологии, меня провели в святая святых этого места - в бомбоубежище, где ассириологи 1945 г. спаслись от американских самолетов. И в этом убежище я впервые в жизни увидел бережно хранимый портрет Адама Фалькенштейна, его диван и его библиотеку. Эти эксклюзивные фото предлагаются вашему вниманию.







археология, наука, история, Ассирия, В.В. Емельянов, персоналия, Шумер

Previous post Next post
Up