О христианстве в Шри Ланке

Jun 14, 2016 01:57

Оригинал взят у serg_slavorum в Раннее христианство в Шри Ланке и вопрос идентичности.


Персидский крест из города Анурадхапура, датируемый примерно 500 годом.

Мой перевод с английского статьи Мар Апрема Мукена, митрополита Ассирийской Церкви Востока в Индии 2013 года. Оригинал статьи здесь

Апостольское основание Церкви в Шри Ланке связано со святым Фомой, «сомневающимся» учеником нашего Господа Иисуса Христа.

В Индии христиане жили с самых ранних времён и несомненно, что они имели некоторое влияние на Шри Ланку, благодаря близости этих двух стран и торговым связям между населяющими их народами.

Апостольское происхождение и связи с Персидской Церковью.

«Восточно - сирийская» или Ассирийская Церковь Востока ведёт своё происхождение от апостольского служения св. Фомы, Мар Мари и Мар Аддаи (так на классическом сирийском звучит имя апостола Фаддея), бывших в числе 70 - ти учеников Христа (Евангелие от Луки, 10:1).



Некоторые древние сирийские источники, такие как «Доктрина Аддаи», «Хроника Арбелы» и «Учение двенадцати апостолов», сообщают, что св. Фома отправил Фаддея и Мари проповедовать Авгарю Уккаме («Чёрному»), царю ассирийцев Осроены. Евсевий, «Отец Церковной истории», написавший свою книгу в 325 году, утверждал, что он лично работал в ассирийских государственных архивах города Эдессы и нашёл официальное сообщение об апостольском визите, которое он перевёл с сирийского оригинала и включил в свою «Церковную историю» - первая универсальную историю Христианской Церкви.

Имеется достаточно много подтверждений (и нет оснований им не доверять) живой традиции «христиан святого Фомы» свидетельствующей о том, что апостол прибыл в Кондунгаллур (Kondungalloor, он же Музирис) в Керале в 52 году, основал 7 церквей и направился в другие царства, вернулся в Мадрас (Милапур) в 72 году и в том же году принял мученическую смерть. Церковь, основанная св. Фомой должна была распространить свою проповедь по субконтиненту, на северо - запад, западный и восточный берега полуострова, возможно также достигнув Шри - Ланки.

В «Хронике Сиирта» утверждается, что в 470 году Манна, епископ Эдессы перевёл с греческого на классический сирийский произведения Диодора из Тарса и Феодора Мопсеуестийского с помощью индийского священника Даниила. Эти переводы вместе с религиозными поучениями на сирийском были отправлены в Индию.

Общины христиан из Персии прибывали из Персии в Индию с IV по VIII век. Они нашли себе свободную нишу в структуре тогдашнего индийского общества, образовав касту вайшьев - торгового класса, ранее практически отсутствовавшего. Ассирийские купцы стали желанными гостями про дворе каждой правящей в Южной Индии династии.

Фернандо де Кейрош (Queyroz) в своей книге «Духовное и светское завоевание Цейлона» сообщил следующее:

«В пригороде Коломбо церковь св. апостола Фомы, где проживал отец христиан… мам был Крест на маленькой колонне, один из тех, что славный апостол изваял собственными руками, бывший вторым, который у них был на Цейлоне».

Косма Индикоплов (Indicopleustes - по гречески «индийский морепалаватель») был купцом - христианином из Египта, путешествовавший в Южную Индию между 520 и 525 годами. Он описал свои приключения в 535 году. Писал о христианах Индии и Эфиопии. Косма задокументировал существование больших христианских общин в Южной Индии, в Шри - Ланке и на Сокотре. Его книга «Христианская топография», написанная в первой половине VI века, даёт нам ценную и интересную информацию касательно Шри Ланки, которую он описывает как:

«Большой торговый рынок в Индийском океане».

В своём описании он говорит о существовании христианской церкви и христианского сообщества в Шри Ланке в VI столетии:

«И на Тапробане, острове во Внутренней Индии - там, где Индийское море, имеется церковь христиан с клиром и верующими...»

Дальше он повествует о том, что эта церковь духовно окормляла персидских купцов - христиан, которые поселились на этих берегах, там был священник, назначаемый из Персии, диакон и проводилось богослужение с полным соблюдением церковного ритуала.

Христианство в Шри Ланке в VI столетии или до этого времени?

Доктор Т. В. Филипп, индийский историк и экуменист, сделав свой обзор утверждения Космы, пишет:

«Из приведённых выше наблюдений Космы часто делается вывод, что на Цейлоне были только персидские христиане, поселившиеся здесь и не было местных последователей Христа. Мы должны помнить, что Косма был персом и несторианином и, понятное дело, его прежде всего интересовали персидские христианские общины, в местах описываемых в его книге. Более того, он лично не посещал все места, упоминаемые им и не утверждал, что сделал полный обзор христианства в тех местах».

Сам факт того, что Косма пишет «Я не знаю, есть ли христиане в других местах за ее пределами» проясняет то, что он не делает всестороннего обозрения касаемо всех христианских общин в Шри-Ланке в то время. Кроме того, нет никаких доказательств связывающих крест из Анурадхапура с несторианской общиной, которая, как предполагается, жила в Шри-Ланке.

Опять же, как говорит Филип в своей книге:

«Мы не знаем, когда христианство пришло на Цейлон, вероятно, раньше, чем в шестом веке, как были христианские общины в Южной Индии с первого века и далее».

Епископы Мар Сабр-ишо и Мар Пероз, прибывшие в 794 году в южную Индию, усилили ассирийское сообщество, приведя с собой новых поселенцев и осуществляя духоное руководство. Ассирийские эмигранты принесли Керале материальное и духовное процветание.

Исламская нетерпимость.

Исламская нетерпимость уничтожила церкви на Сокотре и в других местах. Церковь Индии является единственным живым свидетельством былой миссионерской славы Ассирийской Церкви.

По словам Стюарта:
«За исключением небольшого остатка в окрестности Кудчаниса в Курдистане, единственная частица несторианской Церкви, которая смогла сохранить свою самобытность на протяжении веков вплоть до настоящего времени - Сирийская христианская община Юго-Западной Индии».

После VII века, нет письменных упоминаний о персидском христианстве в Шри-Ланке. Ни один из средневековых путешественников, посетивших остров, не упоминает о несторианах. Кажется, персидские христианские общины исчезли на острове после исламского завоевания Персии.

Более убедительны оценка персидских христиан в Шри-Ланке не может быть сделана, пока не будут проведены дальнейшие археологические изыскания.

Доказательства существования Персидской церкви в Индии и в Шри-Ланке: Кресты.

Крест является главным символом христианской веры, символизируя собой крест, на котором был распят Иисус Христос. Это самый почитаемый символ среди христиан. Есть несколько древних артефактов индийских христиан Индии, включая крест Старой Сирийской церкви в Коттаяме и на горе св. Фомы возле Милапура. Оба датируются VII или VIII веком. Надписи на этих крестах сделаны на пехлеви - языке персидской империи Сасанидов. Остальные кресты в Коттаяме (Kottayam) датируются X веком с надписями на пехлеви и классическом сирийском. Один из таких древних надписей гласит:

«Господи Боже, помилуй Афраса, сына Чахарбухта (Chaharbukht), сирийца [ассирийца], который высек это».

Второй крест был обнаружен на небольшой глиняной печати, найденной на месте древнего порта Mçntota (Мантаи) Джоном Консуэллом (Conswell) в 1984 году. Он напоминает Анураджхапурский крест. Надпись на печати также сделана на пехлеви, что четко устанавливает её персидское происхождение.

Кризис идентичности.

В более поздние времена, люди, ставшие христианами благодаря работе западных миссионеров, были вынуждены пересмотреть свою идентичность. Национализм в Шри-Ланке усилился после обретения независимости. Такая ситуация пубудила национальных христиан «национализировать» свои религиозные обычаи.

Люди желали прочувствовать Евангелие в истинно ланкийском контексте, выражая свою веру и поклонение Богу на своем родном языке, в этническом искусстве, музыке и других культурных идиомам. Часовня украшались ланкийскими резными изображениями. Прихожане снимают при входе в церковь обувь и сидят на полу. Богослужение сопровождается игрой на национальных музыкальных инструментах, такие как табла, скрипка и ситар. Христианские священники, которые будут служить с четким пониманием шриланкийских реалий, в том числе и наведут мосты между различными социально-культурными и религиозными группами.

Современное положение христианства в Индии и Шри-Ланке.

В Индии около 30 миллионов христиан, среди которых католики, православные, протестанты и нео - протестанты (пятидесятники). Индийская перепись населения установила: индуизм исповедует 80,5% населения Индии. Второй по численности последователей религией является ислам около 13,4% населения. Третьей по количеству адептов религией является христианство - 2,3 %. Четвертой - сикхизм около 1,9%.

В Шри-Ланке, буддийское население составляет 70,2%, индуистское 12,6%, ислам 9,7%, и 7,4% христиан. Из числа этих христиан, 82,4% являются католиками, а на долю остальных приходится 17.6%.

В Керале 50% индуистов, 28% мусульман и 22% христиан. Уровень грамотности в штате Керала составляет 90%, самый высокий в Индии. Это самый развитый и прогрессивный штат в Индии. Его жизненный уровень практически сравним с европейским. Среди тамошних христиан есть сирийские христиане, латинские (Римо - Католическая Церковь), протестанты, англикане и другие. Сирийские христиане сейчас разделены на семь деноминаций:

1. Халдейская Сирийская Церковь (Ассирийская Церковь Востока);
2. Сиро-Малабарcкая Католическая Церковь
3. Сирийская Православная Яковитская Церковь
4. Маланкарская Православная Сирийская Церковь
5. Малабарская Независимая Сирийская Церковь, Thozhiyur.
6. Маланкарская Сирийская Церковь Мар Томы (св. Фомы).
7. Маланкарская Сиро - Католическая Церковь.

Выводы и заключение.

Собственно говоря, мой собор в Триссуре (Trichur) (основан в 1815 году) имеет связь с церковью в Шри-Ланке, установленную за несколько лет до того, как Анурадхапурский Крест был обнаружен. В 1899 году Мар Абдишо Тонданат (Abdisho Thondanat) митрополит, мой предшественник, посвятил в епископы Луиса Мариано Суареша (Soares) с именем Мар Басилиус (Василий). Он получил под духовное руковдство тамильские регионы в Мадурае, Диндигале (Dindigal) и т.д. Мар Абдишо умер в Триссуре в ноябре 1900 года Мар Басилиус прибыл на Цейлон в декабре 1902 года и работал здесь в течение 2-х лет. Считается, что он умер от холеры в 1904 году.



Митрополит Мар Апрем у Анурадхапурского креста.

Немного расскажу об авторе оригинальной статьи.

Апрем Мукен (в миру Георг Мукен) - митрополит Ассирийской Церкви Востока в Индии (также известна как Халдейская Сирийская Церковь).
Родился в Триссуре (Thrissur) , Керала, Индия, 13 июня 1940 года. Обучался в Индии и США, специалист по церковной истории. Был президентом «Ассоциации церковной истории Индии» с 1976 по 1982 год.

Учебные заведения, которые закончил Мар Апрем и полученные им учёные степени:

- Теологический колледж Леонард в Джабалпуре (Leonard Theological College,Jabalpur), степень бакалавра;
- Объединённый Теологический Колледж в Бангалоре (United Theological College) степень магистра церковной истории, 1966 год;
- Нью - Йоркская Объединённая Теологическая Семинария (Union Theological Seminary), магистр церковной истории, 1967 год;
- Принстонская Теологическая Семинария (Princeton Theological Seminary), доктор теологии, 1968 год;
- Серампурский университет, Индия, доктор теологии, 1976 год;
- Университет Махатмы Ганди, Коттаям, доктор философии (за исследования в области сирологии), 2002 год.

25 июня 1961 года посвящён в диаконы, в священники 13 июня 1965, в епископы 21 сентября 1968, в митрополиты 8 дней спустя в Багдаде.

В 1995 году он сыграл решающую роль в частичном преодолении раскола в Ассирийской Церкви Востока, существующем с 1964 года, когда в результате раскола появилась так называемая Древняя Ассирийская Церковь Востока. Вместе со своей митрополией он отложился от раскольников и вернулся в лоно АЦВ.

Мар Апрем Мукен - автор 65 книг по церковной истории, теологии, социальным вопросам и даже юмористического содержания.

https://en.wikipedia.org/wiki/Aprem_Mooken

Подробнее о персидских крестах можно почитать здесь:

http://www.academia.edu/2479127/Persian_Christians_in_the_Anuradhapura_Period

О визите Мар Апрема в Шри Ланку:

http://news.assyrianchurch.org/mar-aprem-metropolitan-visits-ancient-anuradhapura-cross-in-official-trip-to-sri-lanka/

несторианство, Ассирийская Церковь Востока, Шри-Ланка, Индия, Цейлон

Previous post Next post
Up