Это серебряное блюдо - дискос с позолотой было обнаружено недалеко от села Григоровское (Пермская область) в 1897 году, датируется IX-X вв. И хранится оно в Государственном Эрмитаже, вместе с другими замечательными экспонатами.
Специалисты полагают, что блюдо представляет собой творение рук несторианских мастеров Семиречья, каким-то образом попавшее в далёкий Пермский край.
Вот что пишет Владислав Петрович Даркевич в книге "
Аргонавты Средневековья".
"О несторианах Семиречья многое может рассказать цельнолитое серебряное блюдо-дискос IX-X вв. с евангельскими сценами и сирийскими надписями (рис. 26). Оно найдено у села Григоровское Пермской области. Изображения на блюде исполнены в плоском рельефе и детализированы гравировкой. Фон и отдельные части фигур позолочены. В трех переплетающихся медальонах представлены «Вознесение», «Жены у фоба [гроба Господня]» и «Распятие», в промежутках - «Даниил во рву львином», «Отречение Петра» и "стража у гроба Господня".
Некоторые композиции на блюде отражают особенности несторианской догматики.
Так, отсутствие Богоматери среди апостолов в сцене вознесения для православной иконографии необычно, но согласуется с центральным пунктом ереси несториан: они считали Марию не матерью Бога, но только матерью Христа-человека". (Прим,-Р.Б.)
Заметим, что вышесказанное мнение представляет собой грубую ошибку, а вернее веками распространяемую клевету. Христос у несториан был совершенным Богом и совершенным Человеком, а называтьМарию Богородицей они считали допустимым, но богословски некорректным. Вместо этого в Церкви Востока принято называть её Матерью Христа, реже Христородицей.
Далее автор продолжает:
"В распятии опущены орудия страданий Спасителя: отсутствует крест, ноги не пригвождены, а стоят на подножной доске, копье сотника Лонгина превратилось в короткий обрубок.
«… Армяне и несториане стыдятся показывать Христа пригвожденным к кресту», - отмечал Рубрук
Влиянием несторианских обычаев можно объяснить странное положение рук Даниила и рук апостолов в сцене вознесения. Не изображена ли специфическая культовая поза средне - центральноазиатских несториан?
Как сообщал Рубрук, под влиянием «идолопоклонников» (буддистов) они «не соединяют рук для молитвы, а молятся, протянув руки перед грудью».
Крест в центре блюда имеет четыре расширяющихся конца с маленькими кружками и удлиненную нижнюю ветвь - форму, особенно характерную для несторианских памятников (стела из Чанъ-аня, семиреченские надгробия тюрков-несториан). Наконец, несторианскую принадлежность блюда подтверждают и надписи: официальным языком несториан, на котором шла литургия, был сирийский.
Вместе с тем палеографический анализ надписей показал отсутствие у мастера прочных навыков в сирийском письме. Здесь снова уместно вспомнить слова Рубрука о том, что китайские несториане «произносят свою службу и имеют священные книги на сирийском языке, которого не знают, отсюда они поют, как у нас монахи, совершенно не знающие грамоты…».
Ещё о некоторых других находках, связанных с историей христианизации края, можно прочитать
здесь.
Послесловие
Интересно, что это блюдо-дискос, представляет собой предмет храмовой утвари, использовавшийся во время причащения верующих. В Ассирийской Церкви Востока он называется "пиласа" (греческое "дискос").
Отсюда возникает вопрос: а не использовали ли несториане этот дискос для совершения Богослужений в каком-либо из своих храмов на территории Перми.
В любом случае, такая гипотеза имеет право на существование.
Ещё одна ниточка, связывающая Церковь Востока с Россией.
Роланд Биджамов
22 мая 2016 г.