Оригинал взят у
serg_slavorum в
Святой мученик Иоанн из Мерва.
Руины Мерва
Иоанн из Мерва - христианский мученик, живший и пострадавший за Христа в городе
Мерв, административном центре исторической области
Хорасан (недалеко от нынешнего города
Мары в Туркмении). О времени жизни святого и обстоятельствах совершения им мученического подвига достоверно ничего неизвестно. Не сохранилось и его жизнеописания. О св. Иоанне известно лишь из кратких упоминаний о нём у мусульманских авторов. Бывший Митрополит Ташкенский и Ашхабадский Высокопреосвященнейший
Владимир (Иким), современный церковный историк, рассказывает следующее:
В IV веке, когда персы шли войной на Центральную Азию, в городе Мерв было очень много христианских мучеников. Иоанн Мервский один из них. Его имя не было записано в Церкви. Я впервые встретил это имя у мусульманских писателей-историков. Долго изучал этот вопрос, а потом обратился в Москву, в Комиссию по канонизации святых, чтобы этот святой был включен в Православный календарь. И вот теперь Церковь чтит память Иоанна Мервского. Однако версия Высокопреосвященнейшего Владимира о том, что святой Иоанн пострадал в IV веке во времена «Великого гонения» на христиан в державе Сасанидов во времена шаха
Шапура II Великого, противоречит сообщению средневекового персидского учёного
Аль - Бируни. В своём труде «Хронология древних народов» (или «Памятники минувших поколений») он приводит сведения о святых, чьи имена и дни памяти содержались в сиро-язычном церковно - богослужебном календаре христиан - мелкитов (т.е. греко - православных). Под 14 таммуза у Бируни отмечено:
«Поминовение Иоанна -младшего из Мерва, которого убили в наше время».[1]
Таким образом, со слов Бируни - святой являлся его современником («наше время»), а значит, жил и принял мученическую смерть в начале XI века.
Так как, как было сказано выше, ничего неизвестно об обстоятельствах мученичества Иоанна, то можно только выдвигать предположения. Бируни нам повествует о множестве христиан в области Хорасан, значит, в его времена жизнь христианского сообщества была мирной и спокойной, гонений на них не было, они имели относительную (насколько это возможно под властью басурман) свободу вероисповедания. И, тем не менее, некий христианин по имени Иоанн принимает смерть за веру от исламских властей. Как такое могло случиться? Возможны три варианта развития событий:
- он был по рождению мусульманин и принял христианство - за это по шариату полагается смерть;
- он, христианин по рождению, принимает ислам, а потом возвращается к вере во Христа - за это по шариату полагается смерть;
- он совершает какой - то проступок, который был расценен как оскорбление ислама. Например, святой мог пытаться обращать в свою веру мусульман. Неуважительно и оскобительно отзываться об исламском вероучении, Коране или о Мухаммеде. За это по шариату полагается смерть.
Сравните с историями Кордовских мучеников, пострадавших в о - очень толерантном (для Средневековья, разумеется) Омейядском
Кордовском эмирате (халифате) в Испании. Про них читайте
здесь и
здесь.
Отметим и такой немаловажный факт. Бируни пишет о почитании св. Иоанна у мелькитов. В то же время, по его словам, подавляющее большинство христиан, живших в Хорасане, столицей которого был Мерв, принадлежали к «несторианам», то есть к
Ассирийской Церкви Востока. Логично предположить, что популярный святой, центром культа которого являлся Мерв, почитался и также и несторианами. Об этом же пишет и Высокопреосвященнейший Владимир:
имя "Иоанн" в несторианских общинах Центральной Азии являлось очень популярным. Их кафедральный собор в Самарканде был освящен во имя святого пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Особо почитался святой мученик Иоанн Мервский. Более того, Иоанн вполне мог быть и «несторианином», за свой мученический подвиг удостоившимся чести попасть в «мелкитские» святцы. По инициативе митрополита Владимира и благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II память св. мученика внесена в календарь РПЦ и отмечается 14 июля старого стиля / 27 июля нового стиля. Св. Иоанна
чтут и немногочисленные проживающие в Туркмении католики.
Таким образом, почитание это древнего святого объединяло и сейчас объединяет христиан, разделённых некогда догматическими и политическими спорами. Его молитвами да поможет Господь нам, христианам, преодолеть все разделения и расколы и достичь единства в духе христианской любви.
Составлено по:
1.
http://www.pravenc.ru/text/469308.html2.
https://drevo-info.ru/articles/13401.html Примечание:
1. Бируни, Абу-Рейхан. Избранные произведения. Ташкент, 1957. Т. 1. С. 331