В пятницу, 18 сентября 2015 года, Синодальный собор Ассирийской церкви Востока, в котором участвовали все ее 14 митрополитов и епископов, сообщил об избрании нового, 121-го предстоятеля церкви Мар Гиваргиса ̈̈III Слыва.
Интронизация нового католикоса-патриарха АЦВ прошла в воскресенье, 27 сентября, в храме Мар Юханна (Иоанна Крестителя) в Анкаве на севере Ирака.
Гиваргис Слыва III, бывший митрополит Ирака, России и стран СНГ, стал преемником приснопамятного патриарха Мар Дынхи Хнаньи IV, отошедшего ко Господу 23 марта 2015 года.
Он стал третьим в истории АЦВ патриархом, носящим имя Гиваргис (Георгий). До него патриархами были Гиваргис I (661-680 гг.) и Гиваргис II (825-832 гг.).
Гиваргис III (в миру Варда Даниил Слыва) родился в 1941 году в иракском городе Хаббания. Его родителями были ныне покойные Даниил и Марьям Слыва.
В 1964 году он закончил педагогический факультет багдадского университета по специальности «английский язык и литература», после чего работал в течение 13 лет преподавателем английского языка в различных учебных заведениях Ирака,
Во время поездки Варды Слывы в США, на него обратил внимание католикос-патриарх Мар Дынха IV, разглядевший в обычном учителе дар будущего церковного деятеля. Он предложил ему посвятить себя священническому служению в стенах родной Церкви.
После прохождения соответствующей подготовки под руководством опытных священников АЦВ, Варда Даниил был рукоположен в диаконы 13 апреля 1980 года, а 8 июня того же года в священники с наречением имени Полус.
В воскресенье, 7 июня 1981 года, в городе Чикаго священник Полус Слыва был рукоположен в сан митрополита Ирака с наречением имени Мар Гиваргис, после чего он выехал на Родину, где к тому времени уже почти год шла война с соседним Ираном.
В Ираке проявился его дар истинного пастыря, пламенного ассирийского патриота и талантливого администратора.
В стране, которая воевала на протяжении долгих 8 лет (1980-1988 гг.), и в которой подавлялось ассирийское национальное самосознание, митрополит Мар Гиваргис возводил новые церкви, рукополагал священников и дьяконов, открывал школы и духовную семинарию, собирал уникальную коллекцию древних ассирийских рукописей, издавал множество богослужебной и образовательной литературы.
Вместе с этим он выступил активным помощником патриарха в деле установления прочных межхристианских и межрелигиозных отношений, неоднократно принимал участие в богословских конференциях и собраниях в самом Ираке и других странах мира.
Двери его резиденции в Багдаде были открыты для всех ассирийцев, в том числе и гостей из-за рубежа. Когда автор этих строк впервые посетил его резиденцию в 1990 году, после почти полутора лет работы в Ираке, он понял, что у иракских ассирийцев есть не только президент страны Саддам Хуссейн, но и этот духовный лидер, по-настоящему являющийся отцом этого народа в Ираке.
Митрополит показал мне в тот раз уникальную коллекцию собранных им рукописей, подарил недавно изданные церковной типографией в Доре книги, мы долго говорили об ассирийцах тогдашнего СССР, о «потерянной епархии» (маръита тликта) Церкви Востока.
Тогда я и не мог предположить, что когда-нибудь наш разговор будет иметь продолжение….
Весной 1994 года митрополит Мар Гиваргис Слыва посетил Россию, где он был тепло встречен верующими, желающими вернуться в лоно церкви своих предков.
Вскоре началось строительство храма в Москве, стала налаживаться приходская жизнь в других городах России, У верующих ассирийцев появилась возможность приобщиться к своей исконной религиозной традиции, молиться в храме на родном языке, посещать службы в дни памяти чтимых в народе святых, причащаться в своих храмах.
А ведь всего этого могло и не быть. Ведь звучали голоса людей, утверждавших, что ассирийцы России и бывшего СССР - отрезанный ломоть, люди, навсегда утерянные для Церкви их предков, и что вследствие пребывания за железным занавесом, они оказались навсегда оторванными от своих корней, не только этнических, но и религиозных.
Но это не остановило митрополита Мар Гиваргиса. Он поверил, что желание ассирийцев России вернуться к своим истокам было искренним, и шло из глубины сердца. И он сделал все необходимое, чтобы Ассирийская Церковь Востока вновь обрела своих сыновей и дочерей.
Сегодня АЦВ имеет общины, храмы и полноценную церковную жизнь в России и Армении. И она строит подлинно братские отношения с Русской Православной Церковью, с Армянской Апостольской Церковью, с представителями других конфессий.
В 1998 году Мар Гиваргис посетил древние храмы и часовни АЦВ в Китае, в которых некогда процветало христианство, проповеданное на этой земле ассирийскими миссионерами. Спустя многие века, стены храмов услышали молитву на родном языке тех, кто проповедовал в этих краях учение Христа.
И сегодня многие тысячи китайских христиан стремятся войти в общение именно с той Церковью, которая когда-то первой стала распространять учение Христа на их земле. Уже есть церкви, в которых совершается на китайском языке литургия святых апостолов Мар Аддая и Мар Мари, совсем как в древние времена, когда митрополиты Китая подчинялись католикосам-патриархам Селевкии и Ктесифона в далекой Месопотамии.
В октябре 2014 года, митрополит Мар Гиваргис совершил поездку в турецкую провинцию Хаккяри. Он был первым из владык Ассирийской Церкви Востока, посетившим эти места (Атра) после трагического исхода из них всего ассирийского населения во главе с патриархом Беньямином Мар Шимуном в начале осени 1915 года. Появилась реальная надежда на возвращение и реконструкцию находящихся в Хаккяри храмов, на возможность посещения их верующими священнослужителями, и совершения там Богослужений и молитв.
Еще более значительны заслуги новоизбранного патриарха в деле духовного образования чад АЦВ. В 1988 году ему удалось добиться официальной регистрации духовной семинарии в Багдаде, единственного учебного заведения Ассирийской Церкви Востока во всем мире, воспитанниками которой является большая часть священнослужителей АЦВ в мире.
В 2009 году усилиями Мар Гиваргиса при Ассирийской Церкви Востока в Багдаде была открыта начальная школа «Урхай» (Эдесса), где с первого по шестой классы проводится начальное обучение школьников в соответствие с иракской государственной общеобразовательной программой. В школе, расположенной рядом с церковью Март Марьям в районе Наирия-Гайара, учатся не только ассирийские дети, но и соседи-мусульмане. При этом у христианских учеников есть возможность изучать Закон Божий, язык и традиции родной Церкви.
И в этом, пожалуй, главная заслуга новоизбранного патриарха, истинного ассирийского патриота, человека преданного делу духовного образования и воспринятой от апостолов миссии, продолжавшейся многие века.
В период патриаршества Мар Гиваргиса III Ассирийской Церкви Востока придётся сталкиваться со многими вызовами, угрожающими ее существованию. И главный вызов состоит в том, что возврат патриаршего престола на Родину, в Ирак, вряд ли станет панацеей, могущей в одночасье решить все проблемы национального существования.
Церковь, как и ассирийский народ, переживает жестокие гонения в условиях непрекращающегося Исхода с исторической Родины в страны Запада, где ее сынов ждет растворение в силу ассимиляционных процессов, многократно усилившихся в условиях глобализации.
Как никогда актуально звучат сегодня слова великого святого Мар Авгена (+363): «Знаю я, сыны, что враг готов возбудить гонение на церковь. Но Господь по обетованию Своему не оставит этого стада, и прикончит того знаменитого змея со всеми порождениями его».
Биография патриарха:
Заявление Синода:
©Роланд Биджамов