Саудовская Аравия: король жив, а революция в пути

Dec 05, 2012 16:51





В среду, 28 ноября, король Саудовской Аравии Абдалла появился в телевизионном эфире своей страны, положив тем самым конец усиленно распространявшимся в СМИ и обсуждаемым в социальных сетях слухам о резком ухудшении его здоровья, пребывании в коме и даже пережитой им клинической смерти.

87-летний правитель, один из немногих абсолютных монархов в мире, выглядел на экране довольно бодро для человека, перенесшего 10 дней назад  очередную сложнейшую операцию на позвоночнике.

Сидя в кресле, он принимал поздравления от своих ближайших родственников, демонстрировавших свою искреннюю радость от осознания того, что живой символ саудовской стабильности по-прежнему находится на вершине власти в стране, обладающей пятой частью мировых запасов нефти и являющейся хранительницей главных святынь исламского мира.

Однако ситуация в стране не так уж безоблачна, да и так называемая «саудовская стабильность» исчезает на наших глазах. В стране неспокойно, бурлит населенный шиитами нефтеносный восток, происходят  теракты  в непосредственной близи от столицы Эр-Риада, потомки старых арабских родов в Хиджазе и Асире на западе страны вспоминают о своей былой роли в делах полуострова.

Племенной  сепаратизм поднимает голову  в пограничных с Йеменом районах, несмотря на десятилетия правления дома аль-Сауд. У  почти 10 миллионов иностранных граждан, годами проживающих в стране и создающих львиную долю ее  национального богатства, тоже накопилось достаточно проблем.

Сложной является и геополитическая обстановка вокруг королевства. Соперничество с Ираном принимает в последнее время все более острый характер в связи с усилением его влияния в Ираке. Беспокоит саудовцев и возросшая политическая активность шиитского большинства  в дружественном  Бахрейне.

В Эр-Рияде также прекрасно понимают, какую угрозу представляет королевству амбициозный Катар, мечтающий отхватить себе приличный кусок саудовской земли. Сложные взаимоотношения у семьи аль-Сауд с хашимитским королевским домом, изгнанным в 1919 году из родной Мекки.

Не могут саудовцы полностью доверять даже своему главному стратегическому союзнику - Соединенным Штатам Америки. Ведь именно там составляются карты, на которых запечатлен предполагаемый раздел страны, возвращающий ее к границам 1919 года, когда она называлась «Недждом и присоединенными территориями»

Под тяжелым прессом находится и идеологическая настройка государства. Религиозная доктрина ваххабизма, обеспечившая когда-то приход дома аль-Сауд к власти, перестает быть сегодня единственно верным духовным учением.

Несмотря на проводимую десятилетиями и подпитываемую потоками нефтедолларов политику внедрения ваххабизма  в соседних странах и во всем мире, он так и не сумел по-настоящему стать господствующим духовным течением  за пределами саудовского королевства, пожалуй, одной из немногих стран мира, названной по имени правящего в ней королевского рода.

Угрозу для будущего страны представляет и принятый в ней  обычай престолонаследия, который также является по-своему уникальным. Ведь королевская корона в роду аль-Сауд передается не по нисходящей линии, от отца к сыну, а от брата к брату, между детьми скончавшегося в 1953 году основателя королевства короля Абдель Азиза ибн Сауда.

Сколоченное наспех 90 лет тому назад государство представляет собой карточный домик, который может рухнуть в любой момент под очередным шквалом так называемой «арабской весны».

Как-то автору этих строк довелось встретиться с молодым коммунистом из Саудовской Аравии, делегатом последнего Фестиваля молодежи и студентов, который  проходил в Москве в далеком теперь 1985 году.

Молодой саудовец, с присущей арабским левым горячностью, заверял нас, что революция в Саудовской Аравии вот-вот наступит. И даже называл конкретные сроки: «Осталось семь лет»,  - говорил он. Признаться, я тогда ему не поверил, мир казался таким незыблемым в  те  годы.

Мы еще не пользовались тогда персональными компьютерами и мобильными телефонами, не знали таких слов как «глобализация», «Твиттер», «Фейсбук» и «арабская весна».

Не знали их и в Саудовской Аравии, которая сегодня начинает испытывать сильное внутреннее и внешнее напряжение. Революция, о которой мечтал мой саудовский собеседник в 1985 году, пока не наступила. Но она уже приблизилась к границам королевства.

©Роланд Биджамов
30 ноября 2012 г.

Статья на арабском  

прогноз, Саудовская Аравия, арабы, политический процесс, middle east, общество, наука, революция, ܩܘܡܐ

Previous post Next post
Up