Акция молодой египтянки Алии Магды эль-Махди, взорвавшей в прошлое воскресенье мировое, особенно русскоязычное, Интернет-пространство, осталось мало замеченной в самом Египте, в том числе среди активных пользователей Интернета, которых в этой стране насчитывается около 25 миллионов.
И если за пределами Египта кто-то полагает, что в стране, да и во всем арабском мире, началась так называемая «голая революция», и уже возводит фейсбуковскую «Лолиту" в ранг героя и символа этой революции, то это глубокое заблуждение.
Если кто-то и подошел бы на роль символа египетской сексуальной революции, то им могла бы стать не Магда Алия эль-Махди, а знаменитая египетская танцовщица Дина.
Сексуальная революция уже была
Несколько лет тому назад, во время народных гуляний, сопутствующих мусульманскому празднику Ид-аль-фитр (Курбан-Байрам), занменитая танцовщица и к тому же доктор искусств, Дина решила устроить бесплатное преставление для народа, стоящего в очереди у кассы одного из кинотеатров в центральной части Каира.
Зажигательный танец живота, исполненный ее, привел толпу в неистовство. Возбужденная молодежь стала в массовом порядке приставать к находившимся в том момент на улице женщинам и девушкам. До изнасилований не дошло, но представительницам слабого пола досталось. Им пришлось бежать с места происшествия и укрываться в соседних магазинах. Вот тогда египетская пресса уделила огромное внимание произошедшим событиям. Об этом говорили на всех телеканалах, а одна из газет даже опубликовала статью под названием «Сексуальная революция в центре Каира».
Впоследствии, однако, выяснилось, что многое в этой статье было излишне преувеличено. Но история стала удобным поводам поднять тему сексуальных домогательств и неравенства полов в современном египетском обществе. Все это происходило еще при прежнем режиме Хосни Мубарака.
Провокатор или «рука Моссада»?
В этот раз хорошо продуманная пиар-акция на Фейсбуке не произвела на египтян должного впечатления. за исключением особо активных пользователей, которые выразили свое, в подавляющем большинстве случаев негативное, отношение к поступку девушки.
Как всегда, местные сторонники теории заговора увидели в этом тлетворное влияние Запада, а после того как 50 израильтянок снялись обнаженными в знак «солидарности с египетской сексуальной революционеркой, наибольшее распространение получила версия о том, что израильская спецслужба «Моссад» имеет самое непосредственное отношение к истории с Алией Магдой аль-Махди.
Другие египтяне считают, что девушка является провокатором.
В одной из своих первых записей на своей страничке в Фейсбуку, Алия Магда утверждала, что она принадлежит к оппозиционному «Движению 6 апреля», но после того, как само движение заявило, что в его рядах таковая не состоит, сама Алия Магда отказалась от собственных слов. Молодежь из «Движения 6 апреля», находящаяся в напряженных отношениях с Высшим советом вооруженных сил Египта, сделала вывод, что это сознательно направленная на его дискредитацию идейная диверсия военных.
С другой стороны, эпатажные высказывания Алии Магды, в частности о том, что она является атеисткой, дали прекрасный шанс исламистам утверждать, что вот, дескать, таким будет безбожное будущее Египта, если к власти придут либералы и светские силы!
А была ли девочка?
К тому же, многие люди уверены в том, что девушки попросту нет на свете, иди она скрывает свое настоящее имя. Заметим, что оба имени: «Алия» и «Магда» являются женскими именами, а по египетской традиции, в тройном имени на втором месте должно стоят имя отца, а не матери. К тому же, в Египте нет традиции двойные имена, как это принято в католических странах. То есть, говорят знакомые египтяне, или девушка скрывает свое настоящее имя, или она просто не хочет опозорить своего отца, или это вымышленный персонаж, фикция, которую легко создать в виртуальном пространстве.
Заметим, что прецедент в арабском мире уже был.
Легендарная арабская блогер-лесбиянка из Дамаска, взбудоражившая некоторое время тому назад умы пользователей Сети, на поверку оказалась сорокалетним американцем, нашедшим оригинальный способ позабавиться.
В суд, все же подали!
В наши дни грань между виртуальным и реальным пространством стала настолько незаметной, что известная писательница Нафиса Абдель Фаттах, решила подать исковое заявление против конкретного физического лица - гражданки Египта Алии эль-Махди.
В нем она требует у генерального прокурора страны осудить оную гражданку Эль-Махди за нарушение общественных устоев, совершение порочных действий и пропаганду разврата.
В интервью популярной газете «Аль-Йом ас-Сабыа», писательница заявила: «Я подала этот иск не только потому, что стою в первых рядах тех, кто защищает свободы, но и как мать и женщина, человеческому достоинству которой было нанесено глубокое оскорбление. Я испытываю страх за своих детей, которые могут поверить фальшивым утверждениям этой блогерши о том, что она сделала это во имя идеалов свободы» .
Амина Салем: «Это не революция»!
В свою очередь, актриса, журналистка и участница революции 25 января Амина Салем считает, что история с Алией Магди эль-Махди не заслуживает интереса. В интервью со мной она отметила:
«Мне кажется, что мы не должны уделять внимание этому предмету большого внимания, потому что это вовсе не предмет для обсуждения. Не стоит даже говорить о нем, он никого не волнует в восточном обществе. Нашим восточным обществом управляют традиции и мнения, основанные на почитании добродетели, поэтому мы слишком далеки от экстремистских идей Алии Магди. На мой взгляд, самое прекрасное качество, которое отличает восточную и арабскую женщину, это ее застенчивость и скромность. Поэтому, эта госпожа, слишком далекая от застенчивости и скромности, никак не может представлять арабскую женщину, тем более стать для нее идеалом для подражания со всех сторон.
Если речь идет о революции, то она не революция, - подчеркнула Амина Салем.
Женщины в реальном пространстве
Тем временем, египетские женщины не на Фейсбуке, а в реальной жизни ведут самую настоящую борьбу за свои права. В четверг, 17 ноября, активистки женского движения собрались в Американском университете Каира, в том самом, в котором якобы учится фейсбуковская Лолита, чтобы обсудить тактику борьбы на предстоящих в стране парламентских выборах.
Заметим, что в президиуме собрания сидела вполне реальная девушка Асма Махфуз, настоящая фейсбуковская героиня. Та самая, которая 18 января этого года на своей личной странице написала: «Я девушка, я выйду на площадь Тахрир 25 января. Я буду стоять одна. У меня в руках будет плакат. Может быть, народ проявит свое мужество!»
На призыв Асмы Махфуз откликнулись тогда десятки тысяч. Началась революция.
В прошлый четверг, эта девушка, глубоко верующая мусульманка, носящая мусульманский платок- «хиджаб», с горечью рассказывала многочисленной аудитории о том, как исламисты, публикуя листы со списками своих кандидатов, ставят имя обязательного кандидата-женщины в самом конце списка. При этом, даже не сопровождают его фотографией, как это принято. Вместо фото исламисты ставят символ партии, или рисунок какого-нибудь цветка. «Госпожа такая-то. Супруга господина такого-то». И цветочек в конце!
А председатель Египетского Центра за права женщин, адвокат Нихад Абуль Комсан , многие годы ведущая борьбу за равноправие женщин, вот так ответила на мой вопрос о том, стоит ли ожидать в ближайшее время усиления борьбы женщин за свои права:
«В ближайшей перспективе, у нас, конечно, будут проблемы. Это касается участия женщин в будущем парламенте. Я ожидаю, что у нас будут слабые результаты, Думаю, что в лучшем случае мы получим 2% мест. Кроме того, будут сделаны попытки отменить некоторые законы и подзаконные акты, касающиеся прав женщин. Однако я считаю, что в более далекой перспективе ситуация улучшится, поскольку несмотря на то, что есть определенное давление на женщин, египтянки получили огромную силу, благодаря своему активному участию в революции. У них появилась способность к самоорганизации и успешному противостоянию любым попыткам посягнуть на их права».
Особенности арабской грамматики
Слова госпожи Кумсан, свидетельствуют, пожалуй, о самом главном.
Несмотря на всю опасность прихода местных исламистов к власти, несмотря на то, что будут делаться попытки наступления на права женщин, египтянки не склонят голову. Они готовы защитить свои права, используя реально имеющиеся сейчас возможности участия в политической жизни страны.
От их позиции матерей, жен, сестер и дочерей зависит сейчас во многом будущее Египта, страны, название которой, как впрочем, и название любой другой страны, согласно правилам грамматики арабского языка, всегда стоит в женском роде.
@Роланд Биджамов
22 ноября 2011 г.