܀ܐܫܘܪ̈ܝܐ ܥܠ ܨܘܪܬ ܐܪܥܐ ܕܝܣܪܐܝܠ܀ Ассирийцы на этнической карте Израиля

Oct 24, 2010 04:36

На  Armenia Today   опубликована статья Владимира (Велвла) Чернина, (Институт Ближнего Востока) под заголовком

Этническая карта Израиля: история, проблемы и перспективы развития.

Чернин, в частности, пишет:

«2.Ассирийцы. Ассирийское национальное движение, известное под названием ассирианизм, возникло в конце XIX века. Оно декларирует существование особой ассирийской нации, объединяющей ближневосточных христиан, говорящих на различных диалектах арамейского языка, - последователей Ассирийской церкви Востока, Халдейской католической церкви, Яковитской церкви и Сиро-католической церкви. Общая численность адептов этих христианских вероучений в Израиле невелика и составляет лишь несколько тысяч человек. Немного больше их на Западном берегу (прежде всего в Вифлееме). Несмотря на многовековое проживание в преимущественно арабоязычной среде, они сохраняют арамейский (сирийский) язык в качестве единственного языка богослужения. Часть из них (старшее поколение) сохраняют и разговорный арамейский язык. Арамееязычные христиане, как правило, не считают себя арабами и с гордостью заявляют, что они сохранили «язык Христа».

Идеи ассирианизма пользуются определенной популярностью и среди маронитов, утративших разговорный арамейский язык еще в Средние века, но сохранивших его в качестве языка богослужения. Идеология ассирианизма поддерживалась основанной группой христианских интеллектуалов в 1978 г. ливанской партией «Шурая», активно сотрудничавшей с «Ливанскими фалангами» и продолжающей действовать за пределами Ливана до сих пор. В Израиле проживают несколько тысяч маронитов. К их числу относятся большинство жителей галилейского села Гуш-Халав и большинство беженцев из Ливана (бывших бойцов Южноливанской армии и членов их семей), дисперсно расселенных на севере страны.

На протяжении поколений Израиль игнорировал этот сектор населения в качестве особой этнической группы, способствуя тем самым его арабизации. Особая политика Израиля в отношении ассирийской общины должна стимулировать политическую и культурную активность ассирианистов в соответствующих христианских общинах на территории Израиля, поддерживать сохранение в их среде близкородственного ивриту арамейского языка как символа их особой идентичности и предоставление им возможности изменить запись в графе национальность с «араб» на «ассириец». Просьбы такого рода направлялись отдельными представителями израильских маронитов в МВД еще в 90-е гг., но были проигнорированы.

В этой связи уместно добавить, что крупнейшей международной организацией, координирующей деятельность ассирийского национального движения, является Всемирный ассирийский альянс (Assyrian Universal Alliance), созданный в 1968 г., ставший в 1991 г. членом UNPO (Организации наций и народов, не имеющих представительства) и имеющий свое лобби в ряде стран Запада, в том числе в США.

3. Если греки и ассирийцы (арамейцы) проживали на территории Эрец Исраэль задолго до арабского завоевания, то возникновение латинской (римско-католической) общины страны связано с эпохой Крестовых походов..."

В последнее время израильские ученые и политолиги начали проявлять интерес к ассирийскому вопросу. Чем это вызвано и что за этим последует - покажет время.

@Роланд Биджамов
24 октября 2010 г.

ܐܫܘܪܝܘܬܐ, Израиль, евреи, демография, диаспора, этносфера, этнополитика, марониты, арамейский язык, меньшинства, assyrianism, ассирийцы

Previous post Next post
Up