Патриарх Мар Аддай II. Фото Ankawa.com
Патриарх Древней Церкви Востока Мар Аддай II объявил о том, что, начиная с этого года, все приходы этой Церкви во всем мире начнут отмечать Рождество Христово по новому стилю календаря, то есть 25 декабря. Соответствующее решение было принято на синодальном соборе, который проходил в Багдаде в апреле-мае прошлого года.
На соборе было принято решение опросить духовенство и верующих церкви на предмет перехода с юлианского (старый стиль) на григорианский (новый стиль) календаря.
Как отмечается в
заявлении патриархии, 92% клира и представителей мирян подтвердили согласие отмечать Рождество Христово 25 декабря по новому стилю.
Таким образом, устранено важнейшее препятствие на пути воссоединения старостильников с Ассирийcкой Церковью Востока.
Раскол в Ассирийской Церкви Востока произошел в шестидесятые года прошлого века, когда часть духовенства и прихожане выступили против перехода на новый стиль календаря. Раскол был усугублен активным вмешательством светских властей Ирака в дела ассирийской церкви. И хотя на стороне раскольников выступали не более 10 процентов ассирийцев, в основном выходцы из села Ашита в княжестве Тиари (горы Хаккяри), они, при поддержке иракских властей и сотрудничавших с ними ассирийцев, в лице семьи малика Хошабы, добились передачи им всех храмов церкви!
В октябре 1968 года, прибывший в Ирак митрополит Индии Мар Тума Дармо, сам бывший некогда главным инициатором проведения календарной реформы, рукоположил нескольких епископов, которые затем рукоположили его в патриархи. Раскол принял форму свершившегося факта.
Тем временем, большая часть ассирийцев, оставшихся верными патриарху Мар Ишаю Шиммуну XXIII и митрополиту Ирака Мар Йосепу Хнанишо, вынуждена была совершать службы во дворах, на открытом воздухе. Лишь после того, как иракские власти сменили свой гнев на милость, храмы и церкви были возвращены сторонникам законной церковной иерархии.
С той поры, в Ираке и во всем мире, ассирийцы стали делиться на так называемых «исрий хамша» и «шавва б ярха», то есть, отмечающих Рождество 25 декабря или 7 января.
С годами страсти улеглись и обе части церкви стали делать шаги навстречу друг другу, тем более что многие общины старостильников за пределами Ирака, стали сами упрашивать своего патриарха разрешить им отмечать Рождество по новому стилю, то есть весте с основной массой христиан. В то же время общине Ассирийской Церкви Востока в России было позволено служить по старому стилю, то есть по одному календарному стилю вместе с Русской Православной Церковью.
Жизнь показала, что календарная реформа была не причиной, а скорее поводом для церковного раскола.
Идея воссоединения двух ассирийских патриархатов, после почти полувекового разрыва, приветствуется большинством нашего народа. И вряд ли сегодня найдется среди ассирийцев такая сила, которая захочет противостоять стремлению людей к единству.
НАСТАЛО ВРЕМЯ СОБИРАТЬ КАМНИ!
@Роланд Биджамов
9 июня 2010 г.