Dec 13, 2012 05:45
Если приглядеться, то Burial выпустил свой последний альбом уже пять лет назад. Отличный альбом, да. Серия EP'шек после него тоже была ничего. Burial лучший в своем жанре. Но пять лет назад! Почему?
Aphex Twin уже в 2001-ом выпускал альбом, чтобы отчитаться перед Warp, в 2005-ом однообразные Analord's были уже чем-то не тем. Его проект Tuss - тоже выглядит как продолжение Analord'ов. Boards Of Canada не выпустили ничего с 2005 года. Autechre порадовал в 2010, но чуть ли не десятилетие до этого выпускал какой-то малопонятный и скучный glitch. Animal Collective, такое ощущение, что могли бы остановиться в году 2005-ом.
ОК, возьмем другие жанры. Рок-музыка (которая, кроме все прочего, уже давно умерла) в девяностых годах была вынуждена в своих лучших проявлениях все равно обращаться к электронной музыке. В двухтысячных нет даже этого. То есть нет лучших проявлений. Возьмем хип-хоп. Здесь дела, вроде, обстоят получше. В нулевых расцвел Фарелл со своими The Neptunes и это звучало действительно классно. Но Фарелл был и в конце 90-х, в частности, делая забавную музыку для Kelis. Были отдельные интересные явления, вроде репера Sensational. И даже певицу M.I.A сюда можно каким-то образом приплести. В целом, с хип-хопом всегда что-то происходит, но масштабы этих изменений совсем небольшие. Да и сами хип-хоп артисты со времен Кула Херка, Африки Бамбаты и Грэндмастера Флеша, вряд ли стремились сделать что-то настолько же инновационное, как родоначальники их жанра. Если вы делаете классный, немного отличный от хип-хопа саунд-дизайн, то вы уже не совсем хип-хоп - вы уже где-то сбоку. К вашей музыке применяются ярлыки trip-hop, ragga, breakbeat и abstract. Сам же хип-хоп, в своих лучших проявлениях, преследует какие-то другие цели. Он как будто даже не собирается выпячивать свою музыкальную крутость, даже тогда, когда, казалось, он бы смог.
Про анти-, психо-, нео- фолках и разных абстрактных психах давайте не будем. Не будем и про дабстеп (боже!) и про ню-джаз и про клубную музыку тем более. Основной вопрос, в общем-то, вот в чем. А что же сейчас можно послушать? Тем тоннам музыки, которые были выпущены в девяностые - им спасибо, что они есть. Чтобы переслушать эти горы различных и не очень треков и жизни не хватит. Но вот сейчас, что? Это даже не вопрос из ряда: "раньше было круче". Это и так уже давно понятно, что раньше было круче. Люди на аналоговом оборудовании выстукивали мелодии, программировали TR-909, резали пленки, записывали шумы. Все это дело они комбинировали в новых потрясающих формах музыки - в любых пропорциях и количествах, с невероятной легкостью и фантазией.
Представьте, что вы живете в 1992 году. Только-только закончилась эра эсид-хауса, но оказывается, все только начинается. Выходит Experience группы The Prodigy. Уже через два (sic!) года, вы можете наслаждаться треком No Good с их следующего не менее потрясающего по напору альбома. И это помимо всего остального, что вообще происходит в это время с музыкой. Теперь перенесемся в 1997 год. Спустя пять лет вы обнаруживаете, что вышло столько всего, что этот бесконечный поток музыки просто не осилить. Во всей красе расцвели джангл и трип-хоп, лейблы Warp и Ninja Tune в переди планеты всей, идущие рука об руку эмбиент и техно, немецкий минимализм и даже эмтивишный биг-бит в лице Fat Boy Slim, The Prodigy и Chemical Brothers радовали слух. Underground Resistance, Oval, Aphex Twin - что угодно, на любой вкус и цвет. Огромные количества CD и винила. Музыкальные журналисты из десятков различных изданий, все это дело описывающие, которым не нужно искать даже повода - каждый сингл известного исполнителя - уже повод написать рецензию. Музыканты, которые живут за счет проданных носителей. Тысячи лейблов, среди которых каждый чем-то, да интересен (не как сейчас - тысячи интернет-лейблов, неинтересные все поголовно). В общем, рай на земле.
Можно вспомнить много хорошего и плохого и в то и в это время, но где сейчас, например, с 2008 по 2010 год, можно найти столько же всего интересного, как в промежутке между 1992 и 1994 годами? Ясно, что этот вопрос даже задавать нет смысла, ответ очевиден - нигде. И дело даже не в желании ностальгировать - это вообще как-то странно и не имеет смысла. Этого явления просто не должно быть. Непонятно, почему оно есть. Почему нужно из сотни альбомов вычленять по одному треку, чтобы потом собрать всего 20 треков в своем плеере? Эти двадцать треков могли бы уместиться на одном альбоме из девяностых. Что же изменилось так глобально, что стало совершенно нечего слушать?
techno девяностые нулевые