ЮЛИЯ ЛАТЫНИНА
Закат Грузии
Три с половиной месяца назад на выборах в Грузии победила партия «Грузинская мечта» во главе с миллиардером Борисом Иванишвили. Перед выборами Иванишвили обещал снизить цены на бензин и ЖКХ, втрое повысить пенсии, снизить ставки по кредитам, вложить $1 млрд в сельское хозяйство и внедрить в стране бесплатное и суперсовременное медицинское обслуживание. «Осуществление этого плана начнется сразу после нашей победы!» - гарантировала программа партии. Прошло три месяца, но ничего из этого - если не считать незначительного снижения цен на бензин - не сделано. И даже на горизонте не заметно.
Кроме этого Иванишвили обещал вложить миллиард в развитие страны. Но не вложил, а заявил, что его неправильно поняли.
Кроме этого партия «Грузинская мечта» обещала народу вернуть Абхазию и Южную Осетию. Это проклятый Саакашвили виноват в плохих отношениях с Россией, объясняли народу, а мы придем, скажем «Гамарджоба», и нам все вернут. На сегодняшний день Грузия выпустила из тюрем осужденных за шпионаж в пользу России и проголосовала в ООН за признание Палестины (то есть за ХАМАС, который один из немногих признал ЮО и Абхазию), но никто ничего не вернул и не собирается.
Кроме этого оппозиция все время называла Саакашвили диктатором, и Иванишвили обещал показать Грузии такую демократию, что даже Европа удивится. И показал: «националы» спокойно отошли от власти, признав поражение, а вот боевики «мечтанутых» громили избиркомы, где результаты их не устраивали. Одного из таких боевиков - Луку Куртанидзе - сейчас назначили проректором полицейской академии. За боевые заслуги.
Кроме этого Иванишвили обещал посадки коррумпированных министров и борьбу с «элитарной коррупцией». Министров действительно стали сажать. Но вот проблема - обвинений в коррупции им не было предъявлено.
В декабре минобороны вдруг начало рассказывать о сделке по покупке экс-министром обороны автоматов АК-47 через офшор, громоздя вранье на вранье. При этом в ставшей уже привычной для нынешних грузинских властей манере, разглашая государственную тайну, но обвинения не предъявило и заткнулось.
Это, согласитесь, поразительный момент, свидетельствующий о высочайшем качестве государственного управления при Саакашвили. Есть куча европейских стран - Франция, Италия, - где бывшим премьерам легко можно насчитать на 20 лет строгого режима. И вот теперь в Грузии у власти люди, которые ненавидят Саакашвили так, как нацисты ненавидели евреев. И не могут найти ни малейших следов того, что евреи ели христианских младенцев.
По сути говоря, Грузия на сегодняшний момент является уникальной страной, где бывших руководителей сажают за то, что они исполняли свои служебные обязанности.
Начальник Генштаба Грузии, например, арестован за то, что он наказал офицеров, отказавшихся выполнять военный устав. В доме родителей бывшего министра охраны окружающей среды Гоги Хачидзе провели обыск, и вся страна увидела нищенскую обстановку этого дома и шесть кроватей в одной комнате.
Зато - смех и грех - урки, опьяневшие от собственной победы, принялись тратить казенные денежки со сладострастием путинских чиновников. МВД Мцхеты-Мтианети немедленно объявило о покупке крутого джипа за $113 тыс., новоназначенный министр финансов Нодар Хадури раздал за три месяца в бонусах пятьсот тысяч долларов своим чиновникам.
Семейственность расцвела пышным цветом: главный прокурор Грузии Арчил Кбилавшили назначил одного сокурсника прокурором Тбилиси, а другого - прокурором Квемо-Картли. Главный новый эмвэдэшник тут же назначил своего папочку главой села; излишне говорить, что сам главный прокурор - бывший адвокат Иванишвили. «Система лжи и насилия повержена», - так охарактеризовал этот процесс Бидзина Иванишвили.
И никак ведь нельзя сказать, чтобы имел место недостаток судебной фантазии. По степени оторванности от реальности новая прокуратура из дружков и свояков в рекордные сроки обогнала даже российскую.
Помните знаменитый тюремный скандал, приведший к падению Саакашвили, когда тюремный охранник издевался над заключенными, снимал все это на видео, потом уехал в Европу и через полгода, аккурат перед выборами, все это обнародовал? И хотя было понятно, что охранник получал деньги от оппозиционеров, трепетный грузинский избиратель обиделся все равно: мало ли кто кому платил, а пытали-то не оппозиционеры!
Так вот, знаете, что по поводу этого скандала заявила новая прокуратура? Держитесь крепче: она заявила, что съемки пыток организовала сама власть с целью обнародовать их и дискредитировать оппозицию за обнародование пыток…
И вот эти креативные люди не могут найти «элитарной коррупции». Четвертый месяц ищут, никак не найдут.
Теперь, чтобы обсуждали не отсутствие элитарной коррупции, а что-то другое, власти выдвинули против свергнутой демократии новое обвинение, совершенно гениальное. По утверждению прокуратуры, военная полиция вела компрометирующую съемку известных грузинов-геев и даже поставляла им мальчиков, а потом шантажировала их, заставляя выступать в поддержку режима.
Обвинение это замечательно тем, что в отличие от прошлых обвинений, которые при конкретизации выглядели дико и нелепо, это позволяет не конкретизировать: кто, кого, и в обмен на что.
В принципе, сказав «а», надо говорить «б». Если военная полиция делала такие нехорошие вещи, то покажите нам список геев-интеллигентов, которых она сняла, а напротив - список этих же самых геев, громко выражающих поддержку Саакашвили.
Потому что я в Грузии лично не помню большого количества интеллигентов, выражающих поддержку режиму. Наоборот, если что и характеризовало грузинскую интеллигенцию, так это исключительное себялюбие и звериная ненависть к команде Саакашвили, которая открыла доступ к образованию и должностям всем, а не только тем, кто родился в почтенных интеллигентских семьях в квартале Ваке.
И если обнародовать все обстоятельства дела, то вполне может оказаться, что военная полиция следила за этими геями, скажем, подозревая их в шпионаже или торговле наркотиками - что, согласитесь, совершенно другая оперативная история. Потому что если подумать, то легко понять, что в том виде, в котором эту историю рассказывает талантливая грузинская прокуратура, она просто не могла случиться. По той простой причине, что если оперативная игра с данными геями осуществлялась не в интересах государства, а в интересах конкретной политической партии, то эти пленки, очевидно, были бы изъяты этой политической партией, а не оставлены ее противником для дальнейшего шантажа вышеупомянутых геев.
Но в принципе замысел гениальный: уличить в коррупции мы их не можем, поэтому мы скажем, что они заставляли гомосексуалистов выступать в поддержку «Национального единства», шантажируя их компроматом. А кого? А мы не скажем, чтобы не позорить людей. Но в принципе вы теперь понимаете, что если кто выступал в поддержку Саакашвили, то это потому, что он пи…
Теперь самое печальное во всей этой истории. Очевидно, что любой вменяемый человек должен предположить, что за эти месяцы рейтинг Иванишвили должен упасть. Обещал снизить цены - не снизил, обещал повысить пенсии - не повысил, обещал вложить миллиард - не вложил, обещал разоблачить элитарную коррупцию - ее не оказалось, обещал удивить мир демократией, а вместо этого зомби времен Шеварднадзе громят избиркомы, становятся министрами и, чавкая, покупают себе дорогие джипы и выплачивают бонусы.
Ничуть не бывало: если бы президентские выборы были сегодня, то «мечтанутые» набрали бы 60%, а «Национальное единство» - 13%.
Почему? В бедной стране, для того чтобы получить и сохранить власть, нужно делать одно, а чтобы принести стране процветание - совсем другое.
Чтобы получить власть, надо обещать народу булки на деревьях; надо создать круг сторонников, которые имеют доступ к привилегиям и насилию и которые за счет этого становятся верной опорой правителя. Надо раздавать этим сторонникам деньги, а черни - обещания. А врагов надо убивать или сажать. Надо сделать так, чтобы чернь мечтала, а приближенные воровали и грабили, а враги были в могиле или в тюрьме.
Чтобы сделать страну богатой, надо предоставить народу возможность трудиться; надо уничтожить привилегии, в первую очередь для своих же сторонников, и вместо того, чтобы беспощадно уничтожать врагов, надо терпеть оппозицию. Очевидно, что две эти технологии противоположны. Саакашвили придерживался второй и оказался без людей, которые готовы для него громить избиркомы.