Польша, память

Jun 06, 2009 15:59



Первый мой варшавский кадр (месяц назад), мне кажется, вполне показателен: всюду мемориальные доски (здесь сражались в 1942, здесь сражались в 1943), но это не то же самое, что памятник Мицкевичу, который понятно, что «наше все», но «наше все», уже вполне от нас дистанцированное - абсолютно нормально, если напротив Мицкевича будет киоск или McDonald’s: Мицкевич от этого не проиграет и не выиграет.







А вот доски про 1940-е должны попадаться на каждом шагу, напоминая о том, что здесь тоже был когда-то свой Мицкевич такого-то года, - был, но уничтожен. Уничтоженная сначала немцами, а потом нами старая Варшава задумана как памятник самой себе.




Выходишь из бара, перед ним почему-то стоит крест, венок лежит, свеча горит - и лично к бару и вообще к этой улице они не имеют никакого отношения. Просто хозяева бара решили притащить сюда этот камень. Вообще никакой залакированной мемориальности - это был памятник такого-то века, но его посетил Иоанн Павел II, значит, здесь будет прибита дощечка, выдолблена ниша, в общем, что-нибудь обязательно сделают с этим памятником, чтоб увековечить уже следующую какую-то память. Средневековая соляная шахта Величка:




И афиша про DVD не только сбивает пафос, отвлекая от 1942-го года, но и как-то оживляет этот 1942-й год, не дает ему перейти в ранг Мицкевича.

Где-то посреди Кракова:




Площадь рядом с гетто в Кракове:




Фабрика Шиндлера:




А это Варшава, Умшлягплац, памятник увезенным отсюда в Треблинку. Просто стоит посреди тротуара.







Я долго пыталась заснять мраморную арку, чтоб и зелень вокруг, и деревья, которые в ней отражаются.




Вообще это основное - ощущение контраста (особенно сильное в Освенциме, потому что была хорошая погода): вот это, а вот нормальная жизнь. Ботинки:




Нары:




И прекрасный вид из окна барака:




Из окна колючая проволока не так видна:




Тут я пыталась, конечно, свести рядом сирень и проволоку, но сирень слегка подкачала (вообще не только я пыталась это сделать, у них это совершенно сознательная, видимо, политика - контраст):




Газовая камера:




Это рядом:




Со стороны это здание выглядит совсем не убедительно, небольшое такое. Но как им удавалось думать, что это баня?




А это дома за поворотом, если выйти из Освенцима. Меня когда-то в лагере Заксенхаузен (под Берлином) очень впечатлило: вот здесь над ними ставили эксперименты, вот здесь они себе рыли ров, вот бараки, а по аллеям пара гуляет с ребенком и собакой - чем хуже здесь, зачем в парк тащиться, если живем рядом? Что остается в голове у детей, которых водят в лагерь гулять или привозят на автобусах смотреть ботиночки и нары, - это мне очень интересно.


Previous post Next post
Up