Один моих из любимых фильмов -
Memento. Главный герой, Леонард, страдает потерей короткой памяти. В связи с травмой он не может запомнить ничего дольше, чем на несколько минут. Леонард хорошо помнит свою жизнь до травмы, а дальше вся его жизнь это бесконечные записки и полароидные фотографии, от которых всё только запутывается. Фильм разрезан на короткие интересные фрагменты, которые расставлены в обратном порядке, поэтому зритель уподобляется самому Леонарду. Ты знаешь, чем кончается сюжетная линия, но не знаешь ("не помнишь") с чего всё началось.
Мне очень нравится этот фильм, потому что он хорошо описывает то, что человек может мыслить совсем не так, как ты привык. Подобно человеческой внешности, разни́тся и тип мышления. Причём под словосочетанием "тип мышления" я не имею ввиду что-то конкретное, а наоборот, нечто максимальное общее и неопределённое, что понимать требуется исключительно интуитивно.
Недавно на лекции по философии математики лектор рассуждал о том, что такое интуиция и как она соотносится с актами сознательного мышления. В качестве примера он зачитал отрывок из размышлений Пуанкаре, в котором тот описывал свой же собственный ход мысли при создании математической теории. Было интересно послушать о том, как человек используя яркие визуальные образы точно описывал своё мышление.
После лекции обсуждая этот отрывок один мой знакомый сказал, что отрывок с рассуждениями математика ему кажется очень уж запутанным, да и вообще "Здорово, это, конечно, когда некоторые вот так могут остро слышать свои мысли." И тут я задумался. Мне никогда раньше не приходило в голову поставить под сомнение тот факт, что люди "слышат себя". Мне казалось это признаком человека - уметь направить своё сознание само на себя. Но я оказался не прав. И это интересно.
Ещё больше я загрузился, когда вдумался во фразу "Я знаю, что мне не нравится этот сорт сыра, но я всё равно решил купить именно его, потому что мне захотелось." Иначе это предложение можно прочитать так: "Мой разум даёт негативную оценку этому сорту сыра, но моё бессознательное берёт верх и принимает решение о покупке." То есть анализ моих ощущений как сознательная деятельность - это одно. А то, какое решение я в итоге приму - это совсем другое. Важно, что строгой зависимости тут вообще говоря нет.
Следить за своими мыслями и ощущать (чувствовать) свободу мысли - это одно и то же. И в этом смысле этот пост благоприятным образом переплетается с
предыдущим. Свобода мышления подобна остроте зрения. Кто-то может остро разглядеть в своих действиях собственную сознательность (а стало быть и описать ее на бумаге). А для кого-то понимание собственного поведения невозможно - всё кажется запутанным и непонятным, кажется, будто голова думает "сама". Впрочем, так оно и есть. Когда человек говорит, что он принял решение купить определённым сорт сыра, он в некотором смысле лукавит и говорит так исключительно для удобства. Просто... Так принято говорить.