Старые мастера

Jan 12, 2014 00:20

В 1989-м году я купил икону в Верх-Нейвинске. Купил я ее не с первого раза, потому что хозяин ее очень ценил и сильно торговался. Поскольку он жил в зоне за колючкой, тогда это называлось "Свердловск-44", а сейчас - Новоуральск, я каждый раз лазил к нему через забор. И обратно тоже через забор. И все-таки купил. До города я ее вез на руках, потому что доска ссохлась, красочный слой с левкасом вышел за края, некоторые части встали домиком, и часть фрагментов я аккуратно завернул в  бумажку. Смотрите, какой кракелюр - она была похожа на мозаику. С огромным трудом удалось прочитать датирующую надпись на нижнем поле, там, где сейчас виден ожог.  "От сотворения мира 7357 год" - 1849-й год. Это одна из последних икон в стиле Высокого Невьянска.



Судя по всему, писал ее кто-то из знаменитых иконописцев Богатыревых. Это были очень уважаемые и авторитетные старообрядческие старшины, люди талантливые, образованные и несгибаемые. И честность ставили во главу угла. Замечательный тип русского человека.
Первый их предок Анания Богатырев появился на Невьянском заводе в 1717 году. А пришел он из Архангельской губернии Важеской волости села Осинов Ям.  Первый  иконописец из их рода Иван Васильевич Богатырев родился в 1759-м году. Это был мастер высочайшего класса. Он признается одним из лучших  в невьянской школе. У меня есть его икона 1786-го года. Это гениальная работа. При этом, больше четверти века мы не можем докопаться: у кого он мог пройти обучение? Правда, в соседних домах в Невьянске на Тульской улице жили крупнейшие иконописцы того времени Коскины и Малыгановы. Сейчас уже есть основания считать, что у них были между собой родственные связи.
Сам Иван Васильевич умер в 1827-м году. Существуют две иконы, подписанные им лично, несколько однозначно относящихся к его руке и еще несколько его мастерской.  Эти иконы можно смело выставить в Галерее Уффици среди ранних, и они не будут выбиваться, и на них будут смотреть.
А потом его дело продолжили два сына: Михаил и Афанасий. А потом включился его внук Герасим Афанасьевич, совершенно случайно попал в руки старообрядческий поминальник, и удалось установить дату его смерти - 1894-й год. А вообще, последнее упоминание о Богатыревых -  Богоматерь Тихвинская 1862-го года. Дело в том, я уже говорил, Богатыревы все были старообрядческими старшинами, подвергались жесточайшим гонениям во времена Николая I. Например, в Екатеринбурге знаменитая Свято-Троицкая ( Рязановская) церковь отдала заказ на исполнение иконостаса семье Богатыревых. В 1827 году поступило прямое указание Императора: законченный иконостас разломать, а иконы раздать по приходам. Я знаю, где находятся две иконы из того иконостаса. Нам довелось их в свое время отреставрировать.
Несмотря на притеснения, обыски, аресты, Богатыревы оставались старообрядцами даже тогда, когда все их конкуренты Малыгановы, Чернобровины и другие, перешли в единоверие.  В 1845 году старообрядцам запретили заниматься иконописанием. При этом здесь свирепствовал Секретный совещательный комитет по делам раскольников, имеющий огромное рвение и широчайшие полномочия. И с этого момента Богатыревы окончательно ушли в тень, и есть глухие устные воспоминания, собранные в экспедициях, что в 1857-м году они были сосланы на Колывано-Воскресенские заводы. И больше нет никакой информации.
 Поэтому икона эта 1849-го года чрезвычайно ценна. В ней четыре сюжета: Усекновение главы Иоанна Предтечи, Огненное восхождение пророка Ильи, Чудо Георгия о змие, и наконец, Никола Можайский  со сценами жития. Слева внизу Кирик с Иулитой. У старообрядцев это наставление родителей детям оставаться крепкими в вере.









На иконе порядка 50-ти ликов. Кроме собственно Николы, все перекрываются стандартной спичечной головкой. А у некоторые в разы меньше. При этом в клейме Николы самый нижний левый лик (человека в красной рубашке) восстановлен.



Эта икона первая из невьянских в моем собрании. Она ждала реставрации почти четверть века. И удалось ее сделать только сейчас. Просто потому, что в силу обстоятельств у нас нет возможности заниматься быньговскими иконами.

Вот еще икона этой мастерской:


История этой иконы: " О невыдуманном Левше"

Быньги, музей

Previous post Next post
Up