Это Покров. Ранний Невьянск.
Думаю, 1720-1730гг. Очень большая редкость. Ранних невьянских икон известно очень немного. И представляют они особый интерес, потому что уже несут на себе все будущие стилистические признаки школы, а прямых аналогов мы нигде не встречали.
Икону эту мне предложил несколько лет назад один собиратель. Попросил за нее сто сорок тысяч рублей. Я говорю: "Оставляй. Решим". А чего решать-то? Надо брать, а денег нет. Но на всякий случай, чтобы отступать было некуда, мы ее раскрыли.
Вот, в правом верхнем углу, контролька. А белое - это левкас, которым в слой заполнили все пустоты.
Потом я ему честно сказал: "Денег у меня нет. Но мне она важна. Дай мне еще время, я рассчитаюсь"
А он вдруг говорит: "Давай не так. Я тебе ее подарю для музея"
А я знаю этого парня больше тридцати лет. Он человек не злой, но крайне прижимистый. И, если честно, я не ожидал. И был очень тронут.
Я потом об этой иконе напишу отдельную статью, и об этом человеке тоже скажу доброе слово.
Памятник этот реставрировал Максим Ратковский, прямой ученик Юрия Боброва. Икона эта очень стильная и тонкого письма. Там настолько сложные разделки, что с первого раза не все понимаешь. И рассматривать ее можно долго. Кроме этого, очень искусная палеография - надписи на иконе. Замечательный русский ученый и изобретатель, о. Павел Флоренский сказал: "Надписи - душа иконы". А для исследователей - еще и штрих-код. Идентичность письма иконописца можно определить по надписям.
Задача была собрать авторскую живопись и затонировать левый нижний угол. После нескольких совещаний, Максим решил сделать полную реконструкцию. Он заполнил утраты, но оставил границу между авторской и поновительской живописью.
Работа заняла сто девяносто часов чистого времени. И выполнена безупречно:
А вот еще
работа этой же мастерской: