Эта невьянская икона 1760-1770 гг.
Изысканная, тонкого письма. По некоторым косвенным признакам, вижу выговские влияния и полагаю, что бытовала у поморцев. Старообрядцев-поморцев во второй половине восемнадцатого века в наших краях было не так уж и много. Пожалуй, один из десяти. Остальные - часовенные. Сколько-то упрощая, у нас поморцы - выходцы с Русского Севера, часовенные - в основном, выходцы с Волги. Так как основной поток часовенных пошел на Урал с 1722 года с Керженца, всех старообрядцев у нас звали кержаками.
Сюжет, в левом верхнем углу называется "Новозаветная троица" (ветхозаветная - та, знаменитая, рублевская). Очень тонкая золотая разделка, сложная черневая, в уголках красного ромба - символы евагелистов. С правой стороны было клеймо Богоявления. Внизу, в струях Иордана фрагмент ноги Спасителя. Видите остатки - на фоне горок-лещадок, деревца, украшенные золотыми блестками. Ниже, между Зосимой и Савватием - Иоанн Богослов в Молчании. Лики на этой иконе практически без наплавления, сделаны тончайшей отборкой (тонкая белильная штриховка). Я беру такие иконы и восстанавливаю, из уважения к мастеру. Они невероятно сложны и трудоемки в реставрации, но такие коны надо брать даже ради сохранившихся фрагментов. Штрихи, котрые вы видите на доске - это насечка для того чтобы лучше держался левкас. Торцы иконы были прокрашены свинцовым суриком и сохранили следы оклада. Практически все невьянские иконы когда-то были в серебряных окладах. Утрачены, в основном они были в 1920-1930 гг
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
А вот еще один случай.
Это тоже невьянск. Девятнадцатый век. Николай Чудотворец. Старообрядцы называли Никола Святитель. Культ Николы у старообрядцев имел свои интонации, кроме общерусских. Они особо отмечали, что Никола был гоним за правду, сидел в тюрьме и был вызволен оттуда, а Спасителем и Богородицей ему были возвращены знаки епископского достоинства.
---------------------------------------------------------------------------------------
А вот сегодня купил икону.
Снял оклад. Под нимбом, где трудно было чистить, сохранились следы горячего золочения. Стал внимательно смотреть. Это было оплечное изображение Николы. В невьянской иконе такого извода нет. Судя по всему, это Русский Север. Возможно, конец семнадцатого века. Сейчас реставраторы будут очень осторожно проклеивать и раскрывать. Кроме лика и нескольких фрагментов ничего не останется. Но эти фрагменты дадут дополнительные зацепки для правильной атрибуции.
А вообще икона даже в таком состоянии чудесная.