Между Сциллой и Харибдой

Dec 09, 2011 16:38

В России состоялись очередные парламентские выборы. И в очередной раз мы услышали извечную мантру оппозиции о массовых нарушениях, фальсификациях, бесцеремонном использовании админресурса и т.д. И в очередной раз нам погрозили пальчиком из-за океана, а в ответ мы предложили им обратить внимание на бревна в собственных глазах. Все, как всегда. Но вот, что смущает. Каждый раз мы слышим о том, что, дескать, прошедшие выборы были самыми грязными в истории. И мне хочется спросить, а есть ли предел этой грязи? Или предела нет, и с каждым годом все действительно все хуже и хуже. Тогда почему мы терпим? Почему революции, о которой вот уже 20 лет говорят всевозможные новоявленные «большевики» все нет и нет?

Меня всегда интересовал еще один вопрос: откуда вообще «Партия жуликов и воров» черпает поддержку? Ну, право же, много ли среди ваших знакомых людей, голосующих за эту партию? Не считая тех, кто вынужден делать это по долгу службы, и членов этой самой партии. И вот недавно один мой знакомый на полном серьезе заявил, что будет голосовать за партию власти. Вроде, неглупый мужик, все понимает. Понимает, что воры, понимает, что ужасная коррупция, что толкают страну в бездну социальной катастрофы. Ответ на вопрос «почему?» меня обескуражил - «потому, что пока за ними сила».

И в самом деле, сила. Другой вопрос - на чем эта сила зиждется. На моральном подавлении. На апатии, испытываемой большинством сограждан, желающих отгородиться ширмой от всего, что происходит в стране, не участвовать в «их грязных политических делишках», замкнуться в собственном обывательском мирке. Ну, есть еще те, кто активно голосует ногами - иначе говоря, уезжает из страны. Разницы между ними, опять же, никакой. И те, и другие, плюют на благополучие страны ради собственного благополучия. «Не мы такие, жизнь такая», говорят они. И их можно понять. Можно, но не хочется.

Все-таки прошедшая избирательная кампания отличалась от предыдущих. И не только тем, что оппозиция провела ее под флагом мифического единства против «партии жуликов и воров», которого на деле, естественно, не было - это дало свои плоды: партия власти впервые с 2003 года осталась партией власти лишь при простом численном большинстве. Только тогда она шла на подъем, высшая точка которого была в 2007 году (почти 65 процентов), а сегодня мы наблюдаем спад. Будет ли он продолжаться дальше, и почему он все-таки произошел вопреки активно используемому админресусу и все тем же массовым фальсификациям, без которых у нас не обходятся ни одни выборы?

Одной из самых заметных особенностей нынешней избирательной кампании было отсутствие собственно кампании. Ну, конечно, как всегда дебаты, идущие рано утром и поздно вечером, когда их никто не смотрит, ролики там. Но вот агитаторов, листовок и плакатов, которые даже самому далекому от политики гражданину всегда напоминают о предстоящих выборах, было заметно меньше. Плакатов и вовсе практически не было, не считая плакатов партии власти, до боли напоминающих плакаты самого избиркома. Я разговаривал с представителями штабов разных партий, спрашивал, а что вы вообще делаете? Ничего, говорят, не делаем, получаем зарплаты, пилим бюджеты и ничего не делаем. Секрет прост: в условиях самого серьезного за последние годы информационного давления и все стремительнее снижающегося рейтинга власть предпочла не «борзеть», как привыкла это делать, а избрать иную тактику: сделать явку минимальной. В идеале, чтоб народ вообще не знал о выборах, или не знал о том, что в них участвуют какие-либо еще партии, кроме «Единой России», или не знал ничего о программах этих партий. И это подействовало: явка была минимальной, что в условиях принятых специально для партии власти выборных законов, никак не отразилось на раскладе политических сил.

читать целиком и комментировать
Previous post Next post
Up