мой коммент
diak_kuraev диакон Андрей Кураев
diak-kuraev.livejournal.com
***Экое позорище этот комментарий ЦАК. Все сводится к патриаршеству. ***
Именно.
Патриархией транслируется мнение (экклезиологическая ересь), что без наличия Святейшего патриарха (в синодальный период) Церковь становится чуть ли не безблагодатной.
(отсюда, якобы и все беды синодального периода - а не от того, что государство часто навязывало Церкви свои нецерковные императивы)
Тут уже не далеко до тезиса Володина "Есть Путин - есть Россия!"
А оттуда рукой подать до нацистского "Фюрер - это Германия, а Германия - это Фюрер"
(с дальнейшим развитием этого тезиса Гитлером весной 1945 "немецкий народ недостоин Меня, поэтому пусть погибает")
Слово-то какое "Святейший"! То есть - САМЫЙ святой, святой в наивысшей степени. Фактически - непогрешимый (раз настолько святой и пресвятой).
Это очевидные логические выводы из такового наименования, непроизвольно делаемые массами верующих.
Куда там "обычным" святым навроде Николая Чудотворца, Сергия Радонежского и другим до "Святейшего".
И потому не удивительно, что Святейший воспринимается (очень часто) мирянами как мерило истины, непогрешимый и безошибочный Понтифик, а не как первый среди равных, епископ столицы (только столицы), выборный управленец, менеджер.
И неизбежно последствие: наблюдение очевидных косяков и бредосказаний Святейшего бьет не только по его авторитету, но и по самой вере.
Со всей очевидность встаёт необходимость отказа от церковной титулатуры "Святейший, блаженнейший, ваше преосвященство" и т.п., как давно был произведен отказ от титулатуры светской ("ваше благородие"), падание ниц и именование себя "холопом" в отношении с царём и царскими чиновниками.
Не думаю, что канонически обоснованным является наличие феодальных пережитков в обращении, и отказ от некоторых наиболее одиозных из них (титулы, мантии, целование ручек) умалит благодать Божью.
Что же касается Синодального периода - он был разным в разные его периоды.
Но наличие в нём недостатков (о чем известно, и что привело к распространению атеизма Рос.Империи) не должно приводить к отказу от его позитивных сторон, указанных, в том числе, в Регламенте.
Нынешнее состояние РПЦ грозит еще большей атеизацией.
Гораздо меньшее (чем сейчас) количество архиереев в синодальный период - очень весомый позитив.
Подлинная ученость архиереев и независимость духовных академий - позитив не меньший.
Про Петра Первого отдельный разговор.
Сокращение численности населения России на 30% в результате его деятельность, последующий смутный период - хороший показатель для способных мыслить.