Приближается 9 мая. Я работаю в школе, а это значит - имею дело со всевозможными мероприятиями в духе "патриотического воспитания". И я вдруг почувствовала потребность высказать, возможно, непопулярное мнение.
Так вот. Лично для меня День Победы навсегда был и будет главным праздником в году. С самого детства. Да, даже главнее Нового года.
Это потому, что мой дед воевал. Мои бабушки пережили войну. Одна их них потеряла на войне первого мужа. Я помню рассказы бабушек и помню, как дед не любил ничего рассказывать. Это не говоря про многие другие вещи. Смысл в том, что я чувствую личную связь с той войной. И она позволяет мне испытывать все то, что вызывают у меня рассказы ветеранов, старые военные фильмы, фотографии и песни. И такая же личная связь есть почти у каждого из моего поколения.
Наши дети чувствуют ее уже гораздо меньше. Кто-то застал прадедов, кто-то нет. Но что-то, наверное, они впитали с воспитанием, с тем, что видели дома каждое девятое мая.
У нынешних детей такой личной связи нет. Их прабабки и прадеды были детьми во время войны. Даже если они застали правнуков, они мало могли рассказать. Для нынешних детей война - это исторический факт, страницы учебника, парад по телевизору (который они уже и не смотрят, телевизор, в смысле), обязательная георгиевская летночка, покупная пилотка и школьные мероприятия. Откуда тут взяться личным эмоциям?
При этом государство с каждым годом все активнее наращивает давление пропаганды. Все больше мероприятий, все больше требований к школам. Разве это может вызвать эмоции, кроме протестных? Стоит ли удивляться тому, что в обязательном школьном сочинении к 9 мая кто-то пишет "для меня этот праздник не имеет значения"?
То же с фильмами. Старые фильмы о войне были искренними. Те, кто их снимал, помнили войну сами или по рассказам родителей. У них была эта самая личная связь, и она придавала искренность. Нынешние создатели этой связи не чувствуют, и для того, чтобы вызвать эмоции, прибегают к нагнетанию трагедии и ужаса. Если убивать героев - то всех. Если показывать зверства фашистов - то долго, крупно и натуралистично. Там, где раньше достаточно было намека, все и так все знали и понимали, теперь стараются ткнуть зрителя лицом в то, что ему предлагают почувствовать. Но знаете, поколение, нежно любящее ужастики, нужных эмоций от всех этих демонстраций не почувствует. Это не упрек, это просто факт.
То же самое со школьными мероприятиями. Год за годом наблюдаю, как все эти концерты, стенгазеты и прочее уходят все дальше от темы подвига и все больше в сторону трагедии. Сплошные расстрелянные пионеры, голодные дети и недождавшиеся сыновей матери. Только ученики, все это видящие, привыкли ко всем этим манипуляциям с эмоциями и не реагируют на них. Это нам, старым учительницам, хватает намека, чтобы прослезиться. Мне достаточно услышать Розенбаума и вспомнить витрину в музее Блокады, где лежат поднятые со дна Ладожского озера детские игрушки, и все. Меня всегда это пробирает как в первый раз. У детей такой эмоциональной связи нет.
И знаете что? Как ни странно - это нормально. Время идет. Раны зарастают. Вы вот много эмоций испытываете в связи с войной с Наполеоном? Кроме тех, для кого этот период - зона особого интереса, мало кто ответит положительно. А ведь та война тоже была Отечественной, тоже всколыхнула всю страну. Но время идет...
Нет я не говорю, чо нужно и можно забыть войну. Я слишком верю в то, что когда забывают предыдущую - приходит следующая. Но чем дальше, тем больше это будет память разума, а не память сердца. И любые попытки искусственно вызвать эмоциональный отклик или хотя бы его симулировать будут только дальше отталкивать молодых от этой темы, связывать с ней исключительно отрицательные эмоции. Ложь и неискренность - не лучший способ вспомнить погибших. Не стоит этого делать.
Не надо.