Пройденные игры. Transarctica (PC)

Jun 27, 2016 13:58

Я пишу довольно редко, а про пройденные игры ещё реже. Для меня это автоматически означает, что если таковая заметка появляется, то игра этого более чем заслуживает.
1996, если мне память не изменяет. Дворовому другу, который живет надо мной, отец привозит из командировки компьютер, и мы всем двором ходим это чудо опробовать. Уж не знаю как, но на сборнике игр на диске есть Transarctia, от культовой, но малоизвестной французской команды Silmarils (тогда мы один фиг не знали никого из разработчиков). Мне 11 с небольшим лет и мне довольно скучно смотреть, как более старшие приятели в неё заигрываются, пытаясь пройти подальше. Ездят какие-то поезда, переодически на экране появляются мамонты, привлекая моё внимание, порой поезда перестреливаются - вот это уже интереснее, но  мы проигрываем эти перестрелки раз за разом... Вскоре наше внимание переключилось на Doom, Ecstatic'у и прочие вещи. Но что-то засело в душе. Какая-то завороженность поездами, мамонты, сложность и то, как куча взрослых пытались и пытались пройти дальше в этой игре. Если бы я знал такие слова тогда, я бы лучше понимал приятелей и себя: стимпанк, сеттинг, геймдизайн, шизоидность, артхаус...
Много лет спустя у меня появился диск лучших ДОС игр, на котором снова была эта игра. Уже на своей шкуре ощутил её очарование и сложность. Оценил великолепный сеттинг и вдумчивость. Пройти не смог тогда из-за антипиратского контроля, о котором ниже. И вот теперь, когда мне уже за тридцать, и я стал коллекционером видеоигр, я вспомнил про неё, полез на ибей и... Нашёл еднственную версию для Амиги. Два года я регулярно проверял строку поиска и ничего. Только левые сборники ДОС игр и сборники игр от Silmarils. А потом всёж нашёл - за доллар с небольшим. Причин не пройти её просто не осталось. Благо цифровые версии купить можно (оригинальные дискеты мне даже некуда вставить).


Итак, сама игра. Если говорить коротко, то больше всего она напоминает смесь настольной игры Ticket to Ride, симулятора пирата Pirates! Gold от Сида Мейера и фильм "Сквозь снег".
На Земле очередной ледниковый период. Всё замерзает. Вся технология - это снова пар и металл. По бескрайней белой пустыне пролегла сеть железных дорог, которыми владеют различные артели и корпорации. Тут и там снуют мамонты, которые и военная сила, и рабочая. Человечество разделилось на два лагеря: тех, кто верит в солнце, верит рассказам пра-пра-пра-прадедов, которые его якобы застали, и тех, кто считает идею о небесном светиле, которое может растапливать снега, бредом. Выбора вам не дадут: вы в первом стане.

Сама механика игры одновременно и проста, и крайне неудобна. Во многом это связано с тем, что интерфейс не дружелюбен. Нет никакого туториала, нет обучения и подсказок - вас сразу кидают в гущу игры, приходится умереть раз 20, прежде чем вы начнёте вообще понимать глубину происходящего. На карте вы видите железные дороги, мосты, разрывы рельс, развязки, тупики, леса и города. На одном таком пути стоит ваш поезд. Он маленький и состоит из локомотива, двух грузовых вагонов, тендера (уголь и золото), штаба и будуара. Активны при этом только локомотив, будуар и штаб. Их иконки находяться внизу слева, кликнув в них, вы попадаете внутрь вагона.
Локомотив - это ваше всё. Здесь находится пневмопочта. Сюда приходят уведомления из внешнего мира. 95% про обнаружение очередной шахты с золотом или угольной. А вот остальные 5% - это сюжетная составляющая игры. Вам без них дальше не пройти.
Здесь также вы видите рулевого (в принципе вы можете править поездом вообще не выходя в режим карты мира, но это извращение ещё то и практически нереальное), основной механизм котла: скорость, уровень загрузки угля и давление. А также двух каптеров у котла. И вот это первый сложный момент. Чтобы состав мог двигаться, вы должны кидать уголь (правый мужик) или золото(?) (левый мужик). При этом уголь здесь обозначен золотым цветом, а золото - серым, что уже ни разу не интуитивно. Кидают они быстро, но давление ползёт медленно, а падает быстро. Вы можете либо давать команду кидать уголь и ждать около 30 секунд, потом останавливать, потом около минуты ехать, пока давление не упадёт, а затем всё повторять снова... Либо можете дать команду кидать, выйти на карту мира и поехать, но это а) жрёт уголь очень быстро и б) может привести к взрыву котла. Вот такая вот жесть и угода реализму. Поэтому приготовьтесь к тому, что играть придётся долго. Кинули угольку, минутку проехали, кинули - проехали... Когда угля станет много (если вы будете ездить по шахтам или грабить вражеские поезда), то можете и расходовать вовсю, но заходить придётся часто сюда всё равно, чтобы остановить каптёров, иначе - бум!


Будуар - здесь всё просто. Это сейв-рум. Да, игра 91 года, поэтому вам надо будет кликать на вагон, кликать на книжку, писать имя сейва. Каждый раз. Никакого квик-сейв квик-лоад.. Здесь также есть книга учёта всех ваших вагонов, военных сил, рабов, солдат, мамонтов и прочее. Самое интересное в этом вагоне - пистолет. Это чтобы вы могли застрелиться. Серьёзно. Игра и сама понимает, что может к этому привести тех, кто привык "нажать Х, чтобы выиграть".
Штаб - самый редкий вагон. Здесь вы можете посмотреть глобальную карту (непонятно зачем, отдельная иконка висит внизу экрана), отдать приказ запустить обходчика путей (чтобы найти динамит, заложенный грабтелями поездов, или сломанные рельсы) и отдать приказ своим шпионам разведывать территорию.
Гибель любого из этих трёх вагонов - это автоматический геймовер.

А дальше... перед вами вся Европа, часть Азии и часть Африки, подправленная вечной зимой. Москва, Саратов, Париж, Маракеш. Трансильвания, Карпаты, Абу-Даби, Хелсьинки, Рим... Вы можете покупать товар, продавать товар, покупать вагоны и спец-устройства для поезда: бур, гарпун, обсерватории, пушки, пулемёты, краны, загоны для мамонтов... Это самая настоящая РПГ, в которой вы прокачиваете поезд, путём прибавления к нему вагонов. Хотите видеть дальше? Прицепите обсерваторию. Хотите строить мосты и чинить полотно? Вольер для мамонтов, вагон для рабов, кран и вагон с запасными рельсами - ваш выбор. Хотите давать отпор врагам и конкурентам? Пушки, пулемёты, ракеты ждут вас. И так далее. Есть что-то общее с Fallout - те же просторы, свобода действий и, порой, неясность дальнейшего пути. Есть и свои пенальти. Каждый вагон весит сколько-то тонн. Поэтому чем универсальнее ваш поезд, тем он тяжелее. Чем он тяжелее - тем он медленнее и ненасытнее в плане угля. Не говоря о том, что управлять таким составом во время битв становится нереально. Защитить 10 вагонов в разы легче, чем 50, но 10 вагонов не отобьются от военного поезда, который их разнесёт в мгновение ока.
Свобода крайне велика и, как обычно в хороших рпг, ведёт к профитам и пенальти. Можете посторить крепость, которая уничтожит всё, с чем столкнётся. Но вас одолеет бедность, ведь вам нечем торговать и нечем работать. Не говоря о том, что первая же поломка на путях станет для вас непреодолимой. Хотите быть честным работягой или торговцем, тогда вас ограбит любой, у кого есть пулемёт.
Если вы хотите пройти игру до конца, что само по себе прекрасно, то вам придётся как минимум раз воспользоваться каждой из предложенных механик. Понадобятся и гарпун, и счётчик гейгера, и шпионы, и пушки, и пулемёты, и кран, и обходчики путей, и бур...
И вот здесь мы встречаемся со второй явной проблемой, помимо интерфейса и сложной механики, - это абсолютная неочевидность того, что надо делать. Попробую объяснить. Вот вы ездите по городам, валите чужие поезда, зарабатываете деньги и грабите корованы... А дальше что? Есть города, в которых вы можете послушать о чем говорят, почитать новости. Постепенно становится ясна картина дальнейшего прохождения... Но эта картина настолько туманна, насколько можно. Пара подсказок есть хороших, но пара моментов - нереальна.


Например, в одном городе вам говорят, что по слухам кладбище мамонтов находится где-то в карпатах, в районе Трансильвании... Которой на карте нет. Но сверившись с глобусом (реальным), относительно существующих в игре городов, найти кладбище не проблема. Плюс некоторые продвижения вам гарантированы, просто если вы хотите попасть во все города. Еду я в этот город, а тут - бац! морское чудище рушит мой поезд. Значит, нужен гарпун, который я видел в магазине в Баку...
Но вот вам задача поадовее. По слухам есть секретная база в Гималаях где-то, которую охраняет военный поезд "Минотавр" (конечный босс). Находим Гималаи - едем, там тупик. Покупаем бур - нет. Не помогает. Покупаем второй двигатель в Омске, предварительно отбив его у стаи мутировавших волков - не помогает. На самом деле надо обратить внимание на ранее добытый счётчик Гейгера, который теперь висит на шее одного из командующих в вагоне. Когда вы подъезжаете к Киеву, его стрелка смещается. Рядом Чернобыль. Но его нет на карте. Так вот, надо выслать шпиона в очень конкретный квадрат. Чуть влево чуть вправо - ничего. И это единственное место, где используется счётчик радиации. На какую дистанцию он действует? Что мы должны найти? Возможно ли это обнаружить шпионом? Какие координаты у искомого объекта? Влияет ли взрыв Чернобыля на то, что я не могу проехать до конца пути в Гималаях? Короче говоря, пойди туда не знаю куда, принеси то не знаю что.


Порой игра включает антипиратский режим, требуя ввести какое-либо слово из мануала (например, страница номер 15, слово 4 линия 7). Если вы вводите неправильно - игра схлопывается. В своё время именно из-за этого я бросил её проходить, так как интернета не было, оригинальной версии, как сейчас, не было, естественно, тоже, потому мануал брать было неоткуда.

Невозможно ещё не упомянуть бои. Схема крайне проста, увлекательна и при этом неудобна. На экране боя вы можете делать только три вещи: ехать влево/вправо, тормозить и кликать на вагонах, заставляя их совершать действие: пулемёты строчат, пушки палят, солдаты и мамонты выбегают. Пулемёты убивают солдат и мамонтов, но не делают ничего вагонам, пушки, наоборот, разрушают вагоны, но бессильны против одного даже солдатика с динамитом. Солдаты могут бежать в 8 направлениях, убивать других солдат и закладывать динамит на крыши вагонов. Мамонты сами по себе безобидны, но живучи, быстры и перевозят на себе солдата. Проблемы обнаруживаются сразу: в игре нет автодействий и настроек. То есть, вы не можете приказать палить всем пушкам автоматически, а солдатам сразу выходить на крыши вагонов и патрулировать. Каждого солдатика нужно кликать вручную. Вам. Компьютер этой задачей не обременён и может и составом управлять, и из всех пушек палить разом, и хоть сотню солдат вывести и бросить в бой. Битвы поэтому очень сложны. Не катастрофически, но на пределе. Один пропущенный солдатик может раскурочить динамитом весь ваш поезд и выиграть битву, даже если вы уничтожили всё остальное. Теперь представьте себе, что у вас 50 вагонов, у противника около 30. И вот вы летаете по экрану боя как угорелый, пытаясь уследить за всем сразу, слыша как где-то вдали вызрываются ваши вагоны, но у вас прямо перед носом три мамонта и десять солдат, хвост вы уже потеряли, а тут пулемёт стреляет только если в него ткнуть, а солдат много, а слоны живучи, а пушка уже целиться в ваш пулемёт, а ваша пушка через три вагона и стреляет у вас только что-то одно, а не как у него... ну и попасть во всём этом аду мышкой в мааааленькго солдатика бывает нереально.
Ещё одна проблема боевой системы, ОЧЕНЬ большая проблема к середине игры - после каждого выигранного боя, вы получаете 6 вагонов с товаром в нагрузку к своему составу. И это вам нафиг не упёрлось, ибо денег у вас уже достаточно, а вагонов и так хоть отбавляй (как я не пытался заниматься менеджментов составов, ближе к середине игры у вас их около 40 и каждый нужен, чтобы выжить и пройти дальше). Но отказаться от этого вы не можете! Нет такой опции. Игра вас даже не спрашивает. Хорошо. Так, наверное, можно скинуть эти вагоны потом? Нет. Придётся переться в ремонтный док, коих по всей карте около 6. Теряя кучу топлива и по пути ввязываясь в пару потасовок. Вот вы скинули эти вагоны, переставили местами остальные, починили подбитые и... теперь обратно, снова ввязываясь в кучу постасовок, в которых вы либо проиграете, либо получите ещё 6 вагонов... Это просто выбешивает. Более того, уничтоженные вагоны не пропадают, а всё также продолжают тянуть вас своими тоннами вниз и занимать место.
В итоге игра оставляет вам два выхода вменяемых: избежать боя и уничтожить ВСЕ вагоны противника, чтобы нечего было прицепить.
Первый вариант только будучи написанным выглядит хорошо - на деле поезда противника передвигаются в два-три раза быстрее и просто убежать получается если вы издалека его засекли и поменяли стрелки путей, чтобы он укатил куда-то подальше (компьютер расплатился возможностью управлять всем сразу в бою за возможность переключать пути). Лучший способ избежать - это куча попыток сейв/лоад в надежде, что поезда не окажется (редко) или что он хотя бы будет простенький и маленький (чуть чаще, чем реже). Второй вариант - это потеря кучи времени (помним, что палить можно только кликнув вручную на пушку, каждый вагон выдерживает 3 попадания, вагонов бывает под 20).


Технически игра... своеобразна. Графика проста, но не отвратительна. Это примерно как играть в хорошую стратегию на Genesis сейчас. Всё красиво прорисовано, каждая остановка - это красочная картинка на тему ледового апокалипсиса. Все вагоны отличимы и разнообразны. Особо хочется отметить звуки и музыку. Они потрясающие. Экран гейм-овера вообще не хочется выключать, наслаждаясь патетичной мелодией. Все железнодорожные звуки тоже на высоте, что помогает включиться в игру глубже.

Не смотря на архаичную механику геймплея и решения, которые по современным меркам кажутся немиоверно неадекватными, игра обладает какой-то магией, которая заставляет к ней возвращаться и возвращаться. Как сказал один знакомый в ЖЖ - "харизматичная игра". И это слово подходит как никогда. Стимпанк, красивый арт, красивая музыка, увлекательный мир, в который хочется окунуться ещё и ещё. Внешняя простота и сложная механика обманчивы и преходящи, а ребёнок, которому нравится раскинутая во всю комнату железная дорога с поездами, пушками, мостами и доками - вечен внутри нас. Transarctica - это ровно тот случай, когда сеттинг и геймдизайн вытаскивают всё остальное. Для меня творение Silmarils плотно обосновалась в топ-10 лучших игр для PC.
Последние два года группа энтузиастов работает над переизданием и переосмыслением игры на современные платформы. Возможно, они подправят не только графику, но и кучу устаревших переусложнённых компонентнов. Надеюсь, что оставив нетронутыми музыку, звуки, карту и сам геймплей, они подарят нам возможность раздавать приказы, отцеплять вагоны, выбирать паттерн поведения до начала боя и прочее. Что сделает культовую игру более доступной для большинства.

видеоигры, обзор, ретро

Previous post Next post
Up