Прекрасные мистические триллеры и ужасы, которые вы, скорее всего, не смотрели. (А зря!)

Apr 21, 2015 10:17

При всей моей любви к кинематографу, у меня сложные отношения с фильмами ужасов и мистическими триллерами. Всё их многообразие я делю на два лагеря:
1) спинномозговые - где страх достигается БУ!-эффектом и музыкой. Дешёвые приёмы, заставляющие рефлекторно вздрагивать, меня не впечатляют. Сюда же относятся фильмы, давящие на чувство отвращения. Подобные фильмы я смотрю крайне мало, неохотно и редко. Вотчина подобных лент - всякие слэшеры, пасынки Ардженто и мерзота про ксеноморфов и 98% всей кинонечисти. Из здешних мне нравятся только "Джипперс Криперс" да ещё пара лент. Здесь встречаются тем не менее драгоценности вроде недавнего "Бабадука".
2) атмосферные гнетущие ленты, создающие необходимый настрой и пугающие сюжетом, а не выпрыгиванием из-за угла. Вот эти мне по вкусу куда больше. Речь не просто и не столько о Хичкоке, сколько о Тарковском и Линче, если вы меня понимаете. Из популярных лент здесь могу вспомнить сходу "Знаки" и "Шестое чувство" Шьямалана, "Сонную лощину" Бёртона (сказка? да. но какая!), "Малхолланд драйв" и "Ведьму из Блэр", которая на все времена эталон, конечно же.
И вот в этой категории я люблю находить самородки. Hidden gems как говорят англичане. Давно хотел составить небольшой списочек из таких лент, и вот решился. Если кто-то неровно дышит на непростой жанр - рекомендую.

10. Сердце ангела (Алан Паркер)
Частного детектива с фамилией Ангел, нанимает одиозный тип с фамилией-анаграммой Дьявол. Уже пахнет неприятностями. Нужно найти некоего талантливого музыканта-выпивоху, он, дескать, задолжал кое-что...
Многие, наверное, его смотрели. Но многие, особенно помоложе, уверен - пропустили. Артхаусная лента с путанным сюжетом про убийство и розыск талантливого музыканта, продавшего душу дьяволу. От шумной толпы Чикаго до диких болот Миссисипи, под нескончаемую какофонию саксофона, Микки Рурк возвращает себе идентичность, которая неспроста была утрачена. Филигранная работа. Ужасающая своей подачей и мешающая нуар, детектив и мистический триллер в идеальных пропорциях.


9. Страх(и) темноты (альманах)
Европейские аниматоры нарисовали несколько ужастиков, доказав, что мультики бывают и вызывающие мурашки. От классической Японской хоррор-истории, до завораживающего путешествия по дому с мстительными приведениями, от байки из склепа про проникшего в женское влагалище жука, до медитативной истории про поиск чудовища, взросления и возвращения в родные края... Зашкаливающая эстетика чёрно-белой мультипликации.


8. Интакто (Хуан Карлос Фреснадильо)
Подпольный клуб удачливых людей играет на огромные ставки, порой - на жизнь. Если вы единственный выжили в авиакатастрофе или концлагере, получили 40 ножевых, но не задето ни одного важного органа - вам сюда.
Заигрывание с удачей, приковывающие к экрану на полтора часа. Несколько кадров, и вот вы уже подобно героям фильма несётесь с завязаными глазами по лесу или перебегаете скоростное шоссе. Иногда, чтобы напугать и держать в напряжении, достаточно заставить адреналин вырабатываться константно. Здесь также есть и крайне редкий главный мистический персонаж - удача.


7. Когеренция (Джеймс Уорд Биркит)
Спектакль одной декорации, который с самых первых кадров создаёт неуютную атмосферу и саспенс. Несколько человек в доме, пролетающая в небе комета, миллион измерений, которые перепутались. Если прямо сейчас существует миллион "Я", то есть ли я вообще? Это сандесовская "Другая земля", возведённая в седьмую степень напряжения.


6. Пикник у висячей скалы (Питер Уир)
Невыносимо жуткая лента, в которой ничего не происходит. Женская школа, пикник, скала, австралийские пейзажи, исчезновение девушек. Животный страх перед непонятным. Куда они делись? Аномалия? Преступление? Сумасшествие? Природа?
Это практически колониальный Перевал Дятлова в жарких декорациях. Настолько жуткий, что любая выдумка становится менее пугающей.


5. Вопль (Ежи Сколимовски)
Мужчина, лечившийся в психиатрической лечебнице, а потом пропавший на много лет уверяет, что он - колдун, научившийся у аборигенов наводить порчу и убивать криком. Кто он? Безумец? Или нет? А может и вправду он познал что-то, что неподвластну рациональному разуму? Тревожный и неодназначный фильм европейского мастера.  Тягостный и напряжённый сказ о месте колдовства в мире победившего разума.


4. Студия звукозаписи "Бэрбериан" (Питер Стрикленд)
Профессиональный работник по звуку приглашён в Итальянскую странную полу-заброшенную студию, для записи кровавого ужастика, который мы не увидим, но будем только слышать. Постепенно погружаясь в отношения с актёрами и режиссёром, герой сходит с ума... Или нет? Возможно, что-то происходит вокруг, а быть может он просто устал. Фильм помимо художественной ценности знаменит ещё и подробной демонстрацией экзотической профессии "звуковика" в кино.


3. Список жертв (Бен Уитли)
Слетевшего с катушек вояку нанимают странные люди для убийства ещё более странных людей. Но всё оказывается не тем и не так. Фильм, сотканный из назойливого звука ложечки, бьющейся о стакан и давящей тишины. Из темноты внутри человека и тьмы снаружи. Это пульсирующий как жила триллер про наёмного убийцу, выстреливает вам в голову молотком, пугает в сцене игры с сыном больше, чем в сцене с разрыванием человека на части. Мастерпис.


2. Понтипул (Брюс МакДональд)
Снежная ночь. Шторм. Радиорубка местечковой радиостанции на задворках Канады. Несколько человек персонала. С каждым часом от слушателей начинают поступать всё более и более странные сообщения. И вот уже весь мир гудит апокалипсисом. Вирус передаётся через слух, что-то связанное с речью, проникает в нервные окончания. Сначала человека заклинивает на словах, потом речь деформируется, и вот уже кто-то кого-то поедает. Ещё один харизматичнейший спектакль саспенса.


1. Сауна (Антти-Юсса Аннила)
Конец 16 века. Демаркация границ между Россией и Швецией. Комиссия, состоящая из рыцарей обеих стран, бредёт по зловещим вековечным болотам, ведя черту новой картографии. В результате хождения по безупречно зловещим природным пустошам, они натыкаются на деревню в лесу. В деревне ровно столько людей, сколько убил глав.герой своими руками. А на отшибе стоит творение с жуткой внеземной геометрией - сауна, которая по словам жителей смывает грехи. Побочный эффект - сумасшествие, выкалывание собственных глаз и невозвращение из тьмы.
- Вы же старожил в деревне? Когда была построена эта сауна?
- Нет, вы не понимаете... Не сауна была построена рядом с деревней, а деревня - на том месте, где стоит сауна...
Пейзажи Тарковского, подача и операторский стиль Линча, немногословность европейского артхауса прилагаются. В качестве бонуса, одна из самых страшных, на мой взгляд, концовок.

кино

Previous post Next post
Up