Привет, скайримная Россия!

Jan 18, 2012 03:22

Те из вас, кто имеет неудовольствие знать меня, в курсе, что отличительной чертой Рогги-сенсея всегда было труднообъяснимое желание искать приключения на собственную пятую точку. Желание это перманентное, но для его воплощения порой не хватает то времени, то денег. Зато если уж все складывается, то гуляем по-полной. Этой зимой, например, когда вменяемые россияне ездили в отпуска по этим вашим Турциям и Гигиптам, где солнышко, пляжики и босоногая детвора со стеклянными бусами, мы с женой свалили за 66 широту. То есть, к полярному кругу. Поездка в лоскуты порвала нам все шаблоны. Впервые в жизни меня испугалось существо, которое в четыре раза превосходит человека по массе. Затем от меня убежало море. И, наконец, мы открыли новое метеорологическое явление - северное сияние замкнувшего кабеля.

Кому интересно, за каким фигом мы туда поперлись, и почему я теперь не могу без смеха играть в The Elder Scrolls: Skyrim, добро пожаловать под капот.
Все началось с поиска места, куда перевезли белух из невинно ликвидированного Московского дельфинария. Как выяснилось, Егора доставили на биологическую станцию "Полярный круг", что на белом море. Причем туда регулярно организуются туры, в том числе зимние - на снежок нехоженый посмотреть, да северным сиянием полюбоваться. Не долго думая, туда мы и ломанулись. Признаться, мне раньше не доводилось ездить по направлению Москва-Мурманск, поэтому значительную часть поездки я млел у окна. После Петрозаводска начинается всамделишный Скайрим.


Сутки поездом, десантирование из вагона (остановка - 2 минуты) посреди ночи, еще два часа на машине, и мы на месте.



Республика Карелия, Белое море, Кандалакшский залив, причал станции "Полярный круг" у реки "Нильма". Здесь видно участок дна в момент отлива - называется литораль. Адское местечко для жизни, и тем не менее здесь обитает куча рачков, моллюсков, морских звезд и водорослей. Как говорил Ян Малкольм, "жизнь найдет способ".



Забавно, что в этой очаровательной и пробирающей даже самых прожженных циников глуши обосновался кружок почитателей тов. Кастанеды. Поговаривают, что ребята не курят кактусы, не едят грибы (или наоборот?) и занимаются самосовершенствованием без употребления веществ. Увы, изловить языка для подтверждения этого нам не удалось.



Заячьи следы, беличьи, лесичьи... И ни одного человеческого. Ближайший более-менее крупный населенный пунк - Чупа, но до него 2 часа на машине через лес. Под боком - деревня Нильма, где зимуют от силы пять семей. И тишина... Понимаете? Тишина!



Во время полярной ночи светает после 11, а темнеет - где-то после 16:00. Поскольку станция находится в низине, солнце тут не показывается вообще. Там, марево через простыню облаков.



На второй день пошли в гости к белухам. Как выяснилось, Егора тут уже давно нет. После ужасов с рейдерским захватом дельфинария он решил, что пора на пенсию, а люди могут поцеловать его в хвостовой плавник. Кит переползл через ограждение и в буквальном смысле смылся. Теперь рыбаки звонят на базу с одним и тем же вопросом: "Ваш Тузик?".



Это левая часть вольера - там сейчас живут три молодых пацана приличных габаритов. Обучены кое-каким трюкам, но посторонним их особо не демонстрируют.



В правой части вольера живет Марк. Очень старая белуха, судя по загнутым плавникам и редким зубам. Марк совсем дикий и о людях знает две вещи: они смешно плавают и умеют давать покушать.  Рыжие пятна на его спине - признак линьки.



Старичку в каком-то смысле повезло, что его поймали. Знай себе рот раскрывай и глотай рыбку.



Если вместо рыбы ему демонстрировать пустую руку, Марк переворачивается на бок и пронзает вас лучом ненависти из левого глаза примерно до стратосферы. Потом плюется водой и демонстративно уплывает.



Но просто так смотреть - это ведь мало, правда? Для пущих впечатлений нужно еще полезть в воду и побултыхаться с ними минут двадцать. Сухой костюм в паре мест подтекал, поэтому можно было почувствовать себя в роли Ди Каприо после крушения Титаника. Температура жидкости за бортом - три градуса. Да и плескаться поначалу было стремно. Одно дело афалина в человеческий рост, а другое дело - взрослый белух. Подваливает пара таких зюзюк - каждый размером с Волгу, и челюсть невольно норовит перекусить загубник. Впрочем, мы с удивлением обнаружили, что нас боятся еще больше. Стоило протянуть руку, как восьмицентнеровый звереныш делал квадратные глаза и спасался бегством на дно вольера, пуская пузыри. А Марк вообще сразу ушел на глубину и глядел оттуда с укоризной.









На следующий день мы пошли на карьер в гору. Там наконец-то увидели солнце - оно светило примерно часа три.



Но зато как эффектно светило! Цвета я не редактировал - честное слово.









Вход в карьер. Здесь еще в 17 веке начали добывать слюду для корабельных окон. Разработка прекратилась около двадцати лет назад, поэтому это место очень похоже на естественный разлом.



Обратите внимание на замерзший водопадик.



Еще одна порция рассветной эстетики. Лично мне такие ракурсы никогда не надоедают.






Вот примерно здесь я начал слышать на задворках сознания негромкое, но навязчивое хоровое пение.



Солнце начало заходить, а пение все усиливалось. Я сдался и начал подпевать.



Погоди,
Погоди.
На следы посмотри.
Может быть,
Там внизу,
Сам Довакин прошел...
(а дальше вы знаете)



Впервые за много-много лет бухта не замерзла в декабре и мы отважились на водную прогулку. От вида моторной лодки зимой у морских зайцев глаза были по пять копеек. Да, на фото - мыс Высокий. Фотографировать его самого еще круче, чем фотографировать с него.



В порыве чувств ученые-исследователи назвали это место "Бухта биофильтров". Ну, потому что тут много живности, которая в процессе питания фильтрует воду. Вот такая биологическая романтика - звучно и информативно.



Большущий литораль на острове Оленевский. Мы там высадились для пикника. Хотя местечко необитаемое, через 15 минут были обнаружены несколько старых кострищ, туалет из досок и, что самое убойное, - аккуратно скрученный и повешенный на сучок сосны антенный кабель для телевизора.



Белые точки - это рачки болянусы. Оцените, как филигранно они прилепились - по кромке воды во время прилива.



Побродив по острову, увидели надломленную сосну, которая давила на двух соседок. Столпились вокруг нее и с умным видом рассуждали, куда она рухнет, если подрубить. Затем решили проверить на практике и при помощи топоров и такой-то матери вынесли ее под корень. Так что я теперь не только горизонты на фотографиях заваливать умею, но и сосны.



Крест во спасение напротив выхода в открытое море. Религия тут практически не при чем - его сделали рыбаки, которые чудом спаслись после одного крайне неприятного случая.



А это Буч - совершенно сказочный пес, который ездил с нами во все походы, в том числе на санях за снегоходом, давал обе лапы и вечерами с чувством собственного достоинства собирал дань бутербродами за свое неоценимое участие в экскурсиях. Говорят, он пришел на базу с одной из окрестных биостанцией, разогнал местных собак и стал кем-то вроде начальника службы безопасности. По сравнению с ним комиссар Рекс из сериала - слабоумный дебил. Серьезно.






Решили сходить еще раз к белухам. После разгрузочного дня они были сама приветливость. Лишь во взглядах читалось многозначительное и немного лирическое - "ЖРАТЬ ДАВАААЙ!!111".



Следующая ступень эволюции демотиваторов: "Погладь кита!".



Второй карьер. С нами был матерый геолог советской закалки, который таскал с собой увесистый молоток для отбивания сувениров. Пользовались им все и на последний день благополучно сломали о здоровенный кусок кварца. Зато домой мы вернулись с двумя килограммами камней... И перли их от самого вокзала вместе с сумками.



Карьерный отвал с видом на Кандалакшский залив.



Третий карьер - его разработка прекратилась всего пару лет назад, и запросто может возобновиться. Внутри - естественный бассейн с замерзшей водой. Бучу надо все проверить!



Погоди,
Погоди...
Да хватит уже петь, в конце-то концов!












И в последний день нас таки осчастливила своим появлением Луна. Пусть она лишь кокетливо продемонстрировала один бок, зато ее шаль обрела вид северного сияния и лентой растянулась прямо над головами. Фотографий сделать не смог, ну и черт с ними - впечатления ценнее. От них хочется по-детски сжимать кулачки и восторженно пищать. Хочется нестись после бани к морю и проламывать лед пятками, трястись в санях за снегоходом, а потом бежать через лес за поездом с сумками наперевес. А главное - там на сто километров нет ни одного крупного населенного пункта. Нет нужды думать о работе, о творчестве, нет нужды прикидываться умнее, чем ты есть. Чтобы почувствовать жизнь и проникнуться ей до кончиков волос не надо крутиться волчком в колесе Сансары будней - достаточно просто дышать.
Хочу там жить. Ведь там еще есть и эта - как, бишь, ее - тишина! 
В общем, теперь либо еще раз туда следующим летом, либо ближайшей зимой на льдину к тюленям. Такое тоже можно.

Вот картинка для привлечения внимания.


Его зовут Марк, а рыба его мечты - селееееедкаааа!!11

фото, полярный круг

Previous post Next post
Up