Австралийский опыт организации удобного движения

Mar 15, 2016 23:18

Австралия - пятая по величине страна в мире, с большими расстояниями и высоким уровнем автомобилизации. Тем не менее, принципы организации движения там оказались вполне себе европейскими.



В данной статье, если быть точным, речь пойдет о городах Брисбен и Голд Кост.

Глядя на фотографии, помните: движение в Австралии, как в Великобритании и некоторых других странах, левостороннее. Хотя, с точки зрения принципов организации, это практически ни на что не влияет.

Итак, какие особенности имеют австралийские улицы и что полезного мы можем оттуда для себя подчерпнуть?

1. Перекрестки с круговым движением

Вообще жаль, что в России они не пользуются большой популярностью. На это намекает даже тот факт, что в русском языке требуется так много слов, чтобы правильно наименовать данный объект. Моя семья уже давно их называет на польский манер - рондо.
В английском языке круг в перекрестке именуется roundabout. Они здесь повсюду. Причем чаще на маленьких улицах. Даже там, где пересекаются две двухполосные дороги:



Плюсы:
- успокоение трафика;
- упрощение левых (здесь - правых) поворотов;
- в центр перекрестка можно наставить фонарей, знаков, зелени, украшений.



2. Переход дороги без зебры? Легально!

Классические переходы с толстыми полосками разметки и яркими знаками, к которым у водителей тут очень трепетное (даже слишком) отношение, рисуют далеко не везде, где они напрашиваются. Как ни странно, даже реже, чем у нас. Почему? Потому что тут переход небольшой дороги в «неположенном» месте не является нарушением. Главное - уступи дорогу автомобилям. И переходи смело. Причем зачастую под такие условные переходы делают все необходимые понижения уровня бортового камня:



В России почему-то с точки зрения закона для пешеходов существуют две крайности. Либо пересечение дороги по зебре с правом полного приоритета, либо запрет выходить на дорогу в принципе. Третьего не дано. Вариант, когда медленные, но маневренные люди уступают дорогу быстрому и инертному автотранспорту, российские ПДД не рассматривают в принципе (хотя реальность обычно расставляет всё по своим местам). А у них - рассматривают, и правильно делают. Возможно, в Австралии тут с этим есть определенный перегиб: встречаются перекрестки, где нет вообще ни одной зебры. Но мне нравится сама идея более гибкого подхода к организации переходов.
Кстати, закон не запрещает австралийцам перейти узкую дорогу и в середине - опять-таки, с требованием уступить автотранспорту.

3. Целесообразная разметка: там, где она нужна, а не там, где обязывают делать ГОСТы

Осенью я писал о проблеме принципиального игнорирования трамвайных путей при нанесении разметки в Москве. В Австралии необходимость нанесения разметки на участки трамвайных путей, ДЕ-ФАКТО относящихся к проезжей части, ни у кого не вызывает вопросов. Местные дорожники не пожалеют краски, если она будет полезна:



Также не считается излишней направляющая разметка на небольших перекрестках.



Возможно, кто-то скажет, что австралийцам просто деньги некуда девать, вот и "льют" краску везде. Отнюдь, ведь есть и обратные примеры, показывающие, что и они не прочь сэкономить, если это разумно. Например, местные транспортники справедливо рассудили, что классическая зебра важна на нерегулируемых переходах, а на осветофоренных участках достаточно вот таких тонких символических линий:



4. Новшества в настройке светофоров

a)    Отсутствие мигающего зеленого для автомобилей. В принципе.

В России есть мигающий зеленый и желтый, два схожих по смыслу сигнала, которые каждый водитель трактует по-своему. Кто-то на мигающий зеленый тормозит, а кто-то на желтый поддает газу. Плюс, на разных перекрестках длительность обоих сигналов настраивают по-разному - это ещё больше путает водителей. Когда предупреждающий сигнал один (но достаточно долгий), разобраться в ситуации становится значительно проще.

image Click to view



б)    Особая настройка пешеходных светофоров

Пешеходная фаза состоит из короткого зеленого сигнала и достаточно длинного мигающего красного (да-да, именно красного, хотя по своей сути он скорее мигающий зеленый).
Благодаря такому подходу разрешается российская проблема с пешеходами, выдвигающимися на проезжую часть под конец зеленой фазы и завершающими переход уже на запрещающий сигнал светофора: водители нервничают, да и сами пешеходы от такого развития событий обычно не в восторге.
В Австралии на зеленый свет люди начинают переход. А на мигающий красный - заканчивают. На полноценный красный уже никого не остаётся, могут ехать машины.
Причем почти на каждом столбе висит вот такая простая и наглядная инструкция, информирующая о вышесказанном:



в) Пешеходную кнопку - в массы.

У нас ее стремятся любой ценой избегать, даже там, где пешеходы редки, а машины быстры. Здесь - всё наоборот: ТВП ставят повсеместно, даже там, где потоки людей большие. Водители говорят "спасибо" ночью. А пешеходы большого дискомфорта не испытывают, возможно, даже наоборот (кто из нас не любит понажимать на кнопки, особенно в эпоху тачскринов?))



г) Стрелки на поворот: красный, желтый, голубойзеленый - выбирай себе любой!

В России используются светофоры с одной-единственной зеленой стрелкой. Либо ее просто нет. В Австралии же стрелка, как и основная секция, за цикл может быть трех разных цветов, а может и отключаться (тогда это трактуется как разрешение маневра с требованием уступить дорогу всем остальным):



Преимущества:
- есть желтый для поворота;
- когда горит красная стрелка, четко понятно, что поворот запрещен;
- если вдруг зеленая стрелка окажется неисправна, это не будет означать полного запрета маневра (у нас - будет);
- такая система, в отличие от российской, позволяет совмещать в одном цикле разрешение маневра выделенное (с правом приоритета) и разрешение маневра условное (под «уступи дорогу»).

5. Минимализм в ширине полос

Тема уже довольно избитая, тем не менее, придется повториться: полосы не должны быть слишком большими. В Австралии ширина одной полосы на простых городских улицах здесь крайне редко превышает 3,3 метра. Обычно она колеблется в районе 2,9 - 3,2.



В некоторых случаях, когда есть потребность в большом количестве полос, ширину могут сделать ещё меньше. Например, на этом перекрестке ширина полосы для правого поворота составляет всего 2,6 метра:



На скоростных магистралях нормативная ширина полосы - 3,5 метра. Это считается очень много и позволяет ехать со скоростью 100-110 км/ч.



Кстати, магистраль, по их меркам, может проходить и через центр большого города - при условии ее разумной обособленности:



6. Экономичная парковочная разметка

В целом похожа на московскую. В основном используются параллельные парковочные карманы (кое-где - "ёлочка"). Иногда - просто длинная полоса для стоянки.
Теперь рассмотрим отличия.
Во-первых, максимальная длина парковочного кармана - 6 метров. Причем это для «внутренних» карманов, т.е. не крайних. А для карманов, расположенных с краю (рядом с въездом/выездом, пешеходным переходом и т.д.), нормативная длина вообще 5,3 метра. Австралийцы справедливо рассудили, что заезд туда всегда прост, так что дополнительную длину в этом случае можно сократить.



Сравните: у нас все параллельные карманы по 6,5 метра, а раньше было вообще 7,5.
Следующая важная особенность - запасное расстояние между въездом-выездом с прилегающей территории и ближайшим парковочным карманом составляет всего метр.



В Москве же эта величина равна целым 5 метрам, и получается, что каждая дорожка во дворы «съедает» по 10 метров парковочного пространства! Неудивительно, что наши водители зачастую игнорируют эту расточительную норму и паркуются прямо на островке.

При этом на сглаживающие островки перед ПЕРЕКРЕСТКАМИ австралийцы не скупятся. Могут оставить и больше 5 метров, если это важно:



7. наДземные переходы: как из недостатка сделать достоинство

На удивление, они там тоже есть, хотя и не много (подземных не видел). При этом по сравнению с нашими конструкциями есть два существенных нюанса:

·       В Австралии расстояние, которое люди проходят горизонтально на высоте, всегда значительно превышает расстояние спуска-подъема. Иными словами, никто не заставляет пешеходов подниматься ради перехода четырехполосной дороги.



·       Там переходы открытые. Поэтому они, во-первых, не уродуют облик города грязными полупрозрачными стёклами, во-вторых, дают возможность пешеходам полюбоваться видами сверху, в-третьих, психологически комфортнее закрытых пространств.



В награду за подъем получаешь прекрасный вид:



А в Москве градостроители почему-то всегда стремятся сделать надземный переход изнутри максимально похожим на подземный, а снаружи - на какое-то предназначенное явно не для людей техническое сооружение.

Ещё один интересный вариант - гибрид надземного перехода и транспортной развязки. Люди точно так же идут над машинами, вот только спускаться-подниматься вынуждены не люди, а машины, для которых это на порядок менее обременительно.



8. Ещё несколько интересных моментов

·       Пешеходные переходы иногда дополнительно защищены по краям:



Кстати, обратите внимание на жуткого вида кислотные знаки с отрезанными человеческими ногами. В сравнении с ними российский знак 5.19 даже в желтой рамке кажется мегаэстетичным. Пожалуй, это чуть ли не единственное, что мне не понравилось в австралийской ОДД.

·       Принцип «движущиеся прямо не должны перестраиваться». Вроде бы не новый, но в Москве пока применяется мало. Перестраиваться в специальные полосы должны те, кому нужно изменить направление движения. Австралия - ярчайшее тому подтверждение. Вот в этом месте ощущение, что даже трамвайные пути изгибаются специально для того, чтобы автомобили могли вставать на востребованный правый (аналог нашего левого) поворот, не мешая движению прямо.



·       «Лежачие полицейские» австралийцы ставить не любят, предпочитая более гуманные способы успокоения трафика (ширина полос, кривизна, размер знаков и т.д.). Если их всё же делают, то не дублируют лишний раз после перехода, а ставят однократно перед ним (на всякий случай напоминаю про левостороннее движение):



·       Разворотные полосы и разворотные светофоры.
Когда мы готовили проект разворота на улице Сергия Радонежского, подобных аналогов в Москве почти не было. Поэтому мне казалось, что рождается какая-то оригинальная идея. Между тем, для австралийских широких дорог со светофорами это - нормальная практика:



·       Как и во многих других цивилизованных странах, в Австралии стремятся по возможности физически обособлять различные потоки машин, ведь это залог безопасности. Даже некоторые из двухполосных дорог имеют отбойник или бордюрный разделитель. Среди четырехполосных улиц таких уже большинство, а многополосные дороги вообще не мыслятся без разделителя. А на больших (да и на малых) перекрестках австралийцы любят ставить различные островки:



·     Для обозначения погрузочно-разгрузочной зоны, а также автобусных остановок, используется шриховая желтая разметка в формате кармана. Вроде бы просто аналог наших разметок 1.10 (стоянка запрещена) и 1.17 (остановка маршрутных ТС и такси), но, на мой взгляд, в формате кармана место для остановки, пусть и ограниченной, выглядит понятнее и гармоничнее.



·     Интересная находка - при дорожных работах австралийцы не только выставляют временные знаки на проезжей части, но и выносят некоторые знаки на дорогу в режиме реального времени. В последнем варианте используются таблички с надписями «Stop» (остановитесь) и «Slow» (притормозите).



·       И напоследок. Российские ПДД вместе с КоАП занимают порядка 150 страниц печатного текста. Австралийские - 350 страниц. И не потому, что там много «воды» или написаны какие-то глупости (запрет выбрасывать из окна живого оленя - не оттуда). А, вероятно, потому, что там составители лучше проработали разные дорожные нюансы, которые у нас обычно трактуются вольно и остаются на усмотрение инспектора ГИБДД или суда.

Австралия

Previous post Next post
Up