22.03.22 Сан-Паулу - 26.03.22 Парати
Мы отпраздновали Ман Ари, весеннее равноденствие, в узком кругу, и на следующую ночь я улетела.
Ожидание полета было таким тревожным временем, что я обещала поцеловать землю в Сан-Паулу, если вырвемся.
Вырвались! И начался большой путь.
В Сан-Паулу не получалось вызвать такси - блокировки карт, вот это всё. Пришлось брать билеты на ночной автобус и весь день ждать на автовокзале. Такие вокзалы почему-то в любой стране производят мрачно-гнетущее впечатление. Весь день торчать там на чемоданах, с детьми, было тяжело. К тому же, мы никак не находили обмен валют, а по информации в интернете - почти нигде не меняют туристам (требуют специальный местный документ CPF). Местную сим-карту тоже без него не купить. А бесплатного вайфая тут нигде нет.
В качестве вишенки на торт - дети носились и Фрейя здорово упала на пол, разбив нос так, что мы боялись, что она его сломала.
И в этот момент - практически в ответ на кровавое приношение - удалось поймать чей-то раздаваемый с телефона вайфай. Увидели по карте, что рядом есть какой-то большой ТЦ с обменником, еще и детский парк рядом.
Пошли туда. Путь лежал по мосту через местную речушку. «Наконец-то что-то знакомое!» - подумала я и захотела поприветствовать местную богиню. Сделала небольшое подношение. Жаль, имени её не знаю.
В конце моста оказался маленький сквер - красивые тропические деревья и - вот она, не покрытая асфальтом бразильская земля! Здесь я ее и поцеловала. Она была теплая и пахла свежей зеленью.
С этого момента все стало складываться. ТЦ оказался полностью детским (разорительным для родителей), обменник в нем работал, мы успели за 20 минут до закрытия и у нас не спросили никаких документов, кроме паспорта. Дети отлично повеселились в парке. Настроение поднялось у всех. Пока шли обратно на вокзал, я сказала «Осталось только найти розетку, зарядить телефоны» - и по возвращении на вокзал я сразу увидела ее.
Но главное: с того момента ушло ощущение, что этот новый мир враждебен к нам. Кажется, в тот момент эта земля если и не приняла нас, то решила дать нам шанс.
Мы прибыли в Парати. Друзья рассказали, что местные шаманы планировали церемонию аяваски, посвященную равноденствию (здесь - осеннему), на те выходные, когда мы выезжали сюда. Они еще пожалели, что мы не застанем. Но…пошли сильные дожди и поэтому церемонию перенесли на следующую субботу, как раз, когда мы прибыли и успели немного обжиться.
В кромешной темноте мы приехали в лес, к дому шаманов, к кругу вокруг большого костра, на церемонию аяваски. Соорудили себе удобные лежанки с ворохом пледов. Две бразильских девушки приехали в красивой лёгкой одежде и постелили простые пенки рядом с костром. У нас же целое семейное гнездо. Дети почти сразу заснули, как по команде, и проспали до утра.
Шаман разжёг костёр и вскоре позвал людей на первый круг. Все выстроились в две цепочки - мужчины и женщины, подходили по очереди. Говорят, шаман посмотрит на тебя и определит, сколько налить. Мне налил полную стопочку, я ещё подумала - ааа, чего, куда? Но он был прав, потому что аяваска продержалась во мне минуты две. Это нормальная реакция, и довольно непредсказуемая: кого-то тошнит от одной порции, но не от следующих, кого-то каждый раз и от всего, кого-то не тошнило несколько церемоний, а на какую-то - накрыло тошнотой итд. Считается, аяваска и организм знают, что нужно сейчас, и если нужна чистка - будет чистка.
Забегая вперёд скажу, что для меня ночь была очистительной во всех смыслах. Через некоторое время после круга аяваски последовал круг рапэ, особого табака, вдуваемого через нос. Сразу прошибает пот, и чувствуешь, как откуда-то сверху по телу растекается новая энергия, при этом хочешь сама растечься лужицей. Меня опять чистило. С каждым спазмом становилось легче и лучше.
И тут шаман и шаманки запели. Медленные, тягучие песни, какие-то будто и без слов, или это растянутые, напевные слова. Голоса принесли с собой волну аяваски. Говорят, кому-то они помогают погрузиться в трип, для кого-то становятся зримыми и трехмерными, а нырнувших слишком глубоко - наоборот, выводят в наш мир обратно.
Скажу сразу, никаких визуалов и особых спецэффектов у меня не было. Похоже, что мой организм сосредоточился на выводе напряжения, страха, тревоги. Я постоянно пила воду и выпускала её потом, рвотой, мочой и слезами. В какой-то момент я поняла, что сидеть на стуле удобнее, чем на земле. Хотя, когда сидишь на земле, кажется, что можешь только лечь, а встать нереально. Но если нужно - встаёшь и идёшь, и функционируешь как надо, и добираешься до туалета (хотя тазик я таскала с собой на случай внезапной тошноты).
И вот на стуле-троне мне пришла в голову идея иллюстрации к… наверное, карте таро "жрица". Я не разбираюсь в таро, но образ там подобный. Женщина восседает на высоком стуле, платье прилипло к потному телу, спина прямая, вид величественный, в одной руке - тазик, в другой - бутылка с водой.
Потом был ещё круг аяваски. Говорят, первая аяваска вскрывает и вычищает раны. А вторая - лечит и затягивает. Что ж, у меня продолжалась чистка.
А шаманы принесли барабаны, просушили у костра и затянули уже другие песни. Быстрее, ритмичнее. Закольцованные песни-заклинания. В одном чётко слышалось имя Мананнана и тут даже я подпевала.
В какой-то момент я вспомнила, как там, на мосту в Сан-Пауло, я жалела, что не знаю, как зовут местную богиню. Стало смешно. Вот же она сама и вот её имя, голосами шаманов и подпевающих людей: Айя! Айя! Айя-у-ас-ка!
Чувство времени изменилось. Потому что по моим внутренним ощущениям уже давно пора была наступить утру. А ночь все тянулась и тянулась…
Шаманы объявили третий круг аяваски. Тут уже я не стала вставать, блевать ужасно надоело, только стало получше, а они опять! Справедливости ради, большинство участников остались на своих местах, на третий круг пошли немногие стойкие (включая Мишу).
Наши друзья достали гитару и пели на португальском, русском, украинском, народные песни и протяжные песни почти без слов.
Я лежала и слушала их, а еще лес - многоголосый и громкий, слышный даже через пение и барабаны. Я уже устала и хотелось бы поспать, но спать пока не можешь. Твой разум, подсознание, вместе с аяваской, делают свою большую важную работу, и велят «не отключать питание, пока обновление не завершено».
Шаманы объявили «сананга». Это еще один столп традиционной медицины леса - капли в глаза. Меня удивил способ закапывания - в уголки закрытых глаз, потом открываешь и моргаешь, позволяя жидкости растечься. То есть так можно было и не надо судорожно тыкать баночкой капель в глаз, дергая себя за ресницы? Друзья предупредили, что будет адски больно, тереть глаза нельзя, просто перетерпеть пару минут, пройдет быстро.
Что ж, в каком-то смысле это моя любимая часть ночи: больно было на четверочку, я спокойно продышала и тереть ничего не хотелось, зато вообще не тошнило! Обострение зрения и восприятия, прочистка разума, о которой говорил шаман - приятные бонусы, спасибо, но в целом меня все устраивает.
Песни стихли, шаман сказал долгую плавную речь о гармонии, заботе, связи всего со всем. Шаманки зажгли мирру и ладан в курильнице и окурили дымом каждого, включая спящих детей.
Наконец заснули и мы.
И снова наступила темная половина года.
От светлой я захватила всего пару дней. Символично…