Вот тоже решил присоединиться к топовому флэш-мобу и накатать статью про несчастных дальнобойщиков. Сейчас уже вроде страсти улеглись и можно было бы уже забыть истеричные вопли и стенания, но нет - самое время провести разбор полетов истеричной части интернета)
Проблема №1. Необходимость оплатить рейс до получения прибыли с него.
Казалось бы очевидная глупость, но кое-кто считает, что это слишком усложняет жизнь перевозчикам. А то, что нужно заправить машину до рейса тоже душит малое предпринимательство? Причем сумма, потраченная на топливо гораздо существеннее, чем новый налог. Возьмем средний расход в 40л/100км. Дизельное нынче стоит 36,60. Путем сложнейших научных изысканий выясняется, что на 100 км надо раскошелиться на 1464 рубля только на соляру. И конечно же заплатить огромный драконовский налог в размере ...150 рублей. Я бы на месте дальнобойщиков требовал не оплаты налога после рейса, а чтоб на всех заправках заправляли в долг))
Проблем №2. Чем не устраивают существующие транспортный налог и акцизы на топливо?
Да, есть такие налоги и они тоже идут на строительство и ремонт дорог. Но этих денег на поставленные задачи не хватает. Это факт, нам придется его принять. Да, есть претензии к качеству и цене дорожных работ, но других строителей у нас пока нет. Особенно тех, которые почти бесплатно строят дороги высочайшего качества. А решать проблему нужно немедленно, ведь пока мы ждем этих чудесных строителей существующие дороги придут в негодность, что прежде всего вызовет недовольство этих же дальнобойщиков. Почему вдруг денег стало не хватать? Потратили все в Сирии, или экономика таки в клочьях? Все гораздо банальнее - сегодняшняя интенсивность движения значительно превышает значения, на которые были рассчитаны наши дороги (
Российская Газета).
Проблем №3. Зачем вводить такую сложную систему, когда можно повысить транспортный налог и акцизы на топливо?
Можно и так. Повысить существующие налоги конечно же было бы проще, но справедливее ли? Дело в том, что по данным исследований Росавтодора грузовики массой свыше 12 тонн составляют 4% от всего парка автомобилей, а ущерба наносят на все 56% (
Российская Газета). Т.е. 1% грузовиков наносит ущерба дорожному полотну в 24 раза больше, чем 1% всех остальных. А топлива они расходуют только в 5 раз больше, чем легковой автомобиль. Однако на АЗС разницы между ними никакой не делают. А транспортный налог, хоть и учитывает разницу между фурой и дизельной легковушкой, но имеет другой недостаток - он не учитывает пробег. Т.е. при его повышении простой дальнобойщика оборачивается большими убытками. Сейчас же все вполне справедливо - кто больше ездит (и соответственно приносит дорогам больший вред), тот и платит больше.
Проблема №4. Почему разработкой, внедрением и обслуживанием системы занимается не государство, а Ротенберг?
По каким-то причинам у многих людей фамилия "Ротенберг" вызывает бурю негативных эмоций. Если честно, не знаю почему. А через призму этой бури люди совершенно не могут разглядеть очевидного. За сбор платежей и работу «Платона» отвечает концессионер «РТ-инвест транспортные системы». Эта компания на 50% принадлежит тому самому Ротенбергу. Другие 50% делятся между ООО "Царицын Капитал" и государственной корпорацией Ростех (
Ведомости), которая оказалась в системе "Платон" совершенно не случайно. Если кто не знает, то в холдинг Ростеха входит
ОАО «Объединенная приборостроительная корпорация»:
"Стратегическая цель Концерна - организация высокотехнологичного производства конкурентной продукции в области систем и средств связи, автоматизированных систем управления, радиоэлектронной борьбы и роботизированных комплексов, отвечающих потребностям Вооруженных сил России, а также конкурентоспособной продукции гражданского и двойного назначения, обладающей высоким экспортным потенциалом"
И
Концерн «Автоматика»:
"Ведущая в стране организация по разработке, производству, гарантийному и сервисному обслуживанию, а также модернизации технических средств криптографической защиты информации (СКЗИ), созданию с использованием СКЗИ систем и комплексов связи и управления специального назначения, развитию технологий и методов криптографической защиты информации, систем автоматизированного управления и аппаратно-программных комплексов"
На мой дилетантский взгляд, лучшей компании, чем Ростех, для внедрения и обслуживания такой масштабной, сложной и ответственной системы в нашей стране просто не найти. Так что говорить, что деньги уходят в какую-то сомнительную частную лавочку по меньшей мере некорректно.
Тот самый. Страшный и ужасный. Аркадий Ротенберг
Проблема №5. Почему не все деньги идут в бюджет?
Да, действительно компания "РТ-инвест транспортные системы" получит 25% (
Википедия) от всех сборов, но не менее 10 млрд рублей в год (
Ведомости). На что пойдут эти деньги? На содержание 138 центров обслуживания пользователей, 481 рамки стационарного контроля, 100 машин мобильного контроля, сайта системы, горячей лини (
sakha.gov.ru). В принципе все это могло делать и государство, но чиновникам и госслужащим, занятым в этой системе, тоже надо платить. И еще не известно, на сколько это получилось бы дешевле. И получилось бы дешевле вообще. Хотя система "Платон" в представлении многих людей работает сама по себе и никакого участия не требует, а Ротенберг просто ежегодно складывает 10 млрд себе в сейф. Это не так.
Кроме всего этого государство оплачивает производство всех бортовых приборов и приборов контроля. Но все это после приемки становится собственностью государства. И кстати, бортовое устройство - 100% отечественный технический проект, произведенный с учетом лучшего зарубежного опыта. Программное обеспечение бортового устройства гарантирует защиту данных о движении транспортного средства через шифрование информации, что полностью обеспечивает сохранение коммерческой тайны пользователей.
Проблема №6. Почему система работает криво?
Многие пользователи интернета считают что система постоянно сбоит или вообще не работает и что большинство дальнобойщиков ее бойкотирует. С этими доводами не согласен руководитель Федерального дорожного агентства Роман Старовойт, по данным которого из примерно миллиона фур, подпадающих под этот налог встало на учет уже более 600 тысяч, система уже за первые 10 дней собрала 488 млн рублей, которые направят в дорожные фонды, бортовые устройства работают исправно, в целом брака выявлено менее 0,01% (
За рулем).
Роман Старовойт
Проблема №7. Насколько новый налог раскрутит инфляцию?
Тут тоже данные сильно разнятся. Особо восприимчивые пользователи интернета кричат о 10-50% подорожании всех товаров. Председатель межрегионального профсоюза «Дальнобойщик» Валерий Войтко считает, что новый налог подстегнет инфляцию в стране на 2,5%. Герман Греф же говорит о 1,5%. А вот Минэкономразвития считает, что она не должна превышать 0,5%. И тут я с ним полностью согласен. Ведь если, к примеру, одна десятая часть цены товара, которую составляет цена перевозки в конечной цене, возрастет тоже на одну десятую, то конечная цена увеличится только на одну сотую.
PS. Наткнулся тут в интернете на днях на некий "Манифест дальнобойщиков России" (
maxfux.livejournal.com). Думаю дальнобойщикам и их сочувствующим, которым предлагают поучаствовать в каких-нибудь акциях протеста и митингах, полезно будет ознакомиться с тем, под что их могут подписать. И подумать, хотят ли они поучаствовать в этой буче и ответить за нее по всей строгости закона...