photo:
Design-museum.de
Кресло Василий
Спроектированное в 1925 году,
кресло Wassily (Василий), являлось ярким примером утилитарного, функционального дизайна, оно было целиком собрано из гнутый металлических труб. И по-сути будучи скорее контурным рисунком, графемой традиционного кресла, что, впрочем, не мешало ему справляться с поставленной задачей. Это может показаться необычным, что один из программных модернистких проектов в области художественного конструирования, эдакий живой манифест функциональных идей школы Bauhaus известен под достаточно очеловеченным и даже немного добродушным названием. Как правило, модернисткие проекты получали строгие номеклатурные обозначения, построенные на индексах и буквенных обозначениях (фамилия автор+версия продукта). Это казалось более «промышленным». Изначально кресло было известно под названием B3.
Марсель Бройер в своем кресле
Автором проекта был выходец из Венгрии, архитектор
Марсель Бройер (Marcel Breuer). Разрабатывая мебель для аудиторий Bauhaus, Бройер хотел использовать легкие и удобные конструкции. Согласно сложившейся доктрине, мебель обязана была быть импровизированным инструментом, т.е. кресло обязано было быть «устройством для сидения». Построить его помогло «устройство для перемещения в пространстве» - велосипед. Считается, что Бройера вдохновил гнутый металлический руль велосипеда компании Adler. Технология аккуратного, бесшовного сгибая труб появилась в конце 19 века и активно применялась в промышленности, в частности, каркасы кресел в автомобилях собирали на металлической раме.
Согнутые трубы образовывали основу B3, сиденье и спинки, на манер парусиновых раскладных стульев, были сделаны из ткани, что вторило минималистичному духу проекта. Холст защищал от контакта с холодным металлом и делало кресло мягким. Как говорил сам Бройер, находиться на нем - словно сидеть на «упругом потоке воздуха».
Велосипед Adler и стул Thoret №14 photo:
Oldbike.eu WikipediaСначала Бройер хотел заинтересовать производством те предприятия, у которых имелась необходимая оснастка для производства. Традиционные мебельные производства, ориентированные на работу с деревом отпадали. Бройер обратился в Adler, но производителя велосипедов новая сфера не заинтересовала. В итоге, и это очень символично, производство было налажено на предприятии
Thonet, известное сразу двумя вещами. Прежде всего они были известны как специалисты делать мебель из гнутых брусков древесины, а также они были авторами самого известного дизайна деревянного стула. Так называемого «
стула номер 14», в обиходе известного как «венский стул», «стул из парижского бистро» и пр. Который успешно используется в уличных кафе и сейчас.
B3 продержалась на конвейере недолго, до 1927 года. Интерес к нему вернулся уже после войны. Когда уже успевшее стать модернисткой классикой кресло не решили переиздать, в частности, придав более престижа, заменив холст на кожу. В 1962 году итальянская компания Gavina начала заново выпускать B3 выпустив его на рынок как... «Василий». Как некоторые, уже догадались, имя не случайно, это посвящение, посвящение художнику Василию Кандинскому. Есть легенда, что, работая в Bauhaus (он преподавал здесь в 1920-х), Кандинский увидел проект Бройера и дизайн ему очень понравился и, якобы, он даже заказал себе несколько B3. Зная ее итальянцы и дали креслу новое имя.
Конкурирующие проекты: MR10 (1927) и B64 (1928) photo:
Design-museum.de Ценность дизайна B3 или Wassily не в единичном облике, как таковом, а смелости, позже повлиявшей на подход к проектированию мебели. Ему вслед появилось целая черед конструкций, также эксплуатирующих идею простоты и технологичности. Началось даже настоящее соперничество между авторами проектов. Например, свои трубчатые кресла и стулья представил Людвиг Мис ван дер Роэ (Ludwig Mies van der Rohe). Его проект MR10 очень близок к B32 (и его версии B64) спроектированного Бройером. Их главной изюминкой было отсутствие подпорки сзади, кресла представляли собой импровизированную эластичную пружину, что обеспечивало мягкость при сидении. Безусловно, в ту пору велись споры, какой проект лучше. Отчасти все рассудило время. Новые прочтения и клоны B32 (B64) и сейчас можно встретить в офисах. Конструктивно они почти не отличаются от проекта 1928 года. Единственное - клонированные версии нередко отличаются слабым металлом и спустя время трубки лопаются и кресло заваливаться назад в самый неподходящий момент (сам был жертвой подобной оказии:)).
Не все проекты были идеальны. Это кресло Людвигом Мис ван дер Роэ кажется надуманным
photo sourceИсточники:
http://www.design-museum.de/en/collection/100-masterpieces/detailseiten/b3wassily-marcel-breuer.htmlhttp://www.gentlemansgazette.com/wassily-chair-model-b3-by-marcel-breuer/