ЧЖУНШАНЬ. БЕЛЫЕ ДИ.

Jun 12, 2011 15:51


                                   РЫЖИЕ ДЬЯВОЛЫ

В облаке пыли татарские лошади
С ржаньем проносятся прочь.
В дымной пыли примеряются вороны, -
Где скоротать эту ночь.
                                           Ли Бо1, «Крик воронов»

Когда принявшему меня
                               Вином удастся опьянить,  
                               Где будут чуждые края - 
                               Я не возьмусь определить.
                                                                         Ли Бо, «Среди чужих»

Вы наверняка читали о древних европеоидах в удалённых уголках Азии. Я об этом ещё немножко...


Расселение народов индоевропейского круга по лесостепным просторам Евразии - вещь давно доказанная.
Да, в различных частях ойкумены и в разные эпохи конкретные их представители отличались друг от друга весьма ощутимо. Но факт остаётся фактом: после изобретения колесниц все остальные (не столь многочисленные, кстати) из степи либо вынуждены были уйти, либо подчиниться и в итоге оказаться ассимилированными.
Это то, что касается собственно степных просторов. А что же на их ближайшей периферии? А там, как справедливо полагают исследователи, колесничим и скотоводам жить не хотелось по причине неприспособленности этих территорий для привычного степняку образа жизни. Однако по всей протяжённости границы образуются подвластные индоевропейцам осёдлые государства, где степные воины образуют правящее сословие. Так вроде бы происходит везде… кроме Китая.
Действительно - Индия, Иран, Малая Азия, Причерноморье (сколотский союз Гердота), Центральная Европа (гальштатские колесницы катились на запад именно из венгерской пушты).
По этой логике Китай - исключение, так получается. Как писал Л.Н. Гумилёв (увы, вновь приходится с ним не согласиться): «Если борьба имела место, то надо считать, что победили «ди», а этого не было».
Но и отмахнуться от факта этой борьбы тоже не получается. Китайские хроники перстрят сообщениями о нашествиях жунов и ди, войнами с ними и дипломатическими многоходовками. И при этом «рыжие дьяволы» как бы изначально населяют долину Хуанхэ чресполосно с темноволосыми сынами Поднебесной, а на западе их присутствие попросту доминантно.
Чем же таким обладали первобытные охотники долины Хуанхэ, чего не было у могучей Вавилонии, наследников Саразма, Ниневии, Аладжа-Хююка и Мохенджо-Даро? Да и гиксосы, завоевавшие Египет, как теперь предполагают, были одного корня с тохарами. А раскосые пракитайцы в те времена даже не сознавали себя единым целым, а значит, таковым и не являлись.
Так вот - это было. Было завоевание раскосых предков китайцев народами скифского круга. Чтобы не утомлять вас многомудрствованием, заявляю свою точку зрения сразу и прямо.
Иначе никак не объяснить ни коневодческие и хозяйственные заимствования в китайском из индоевропейских, ни голубые глаза и густые бороды у древней китайской аристократии, ни внезапное появление китайских колесниц в XII в. до н.э., ни Большую Медведицу, названную Повозкой, ни культ героев, заменивший во времена Чжоу веру в Бога-мироправителя, ни многое, многое другое.
А почему же зачастую утверждается обратное? Да из политкоррестности. У китайцев собственное войско и собственная страна просто по определению не могут быть плохими. Виновато может быть что угодно - плохие полководцы, плохие правители, плохая погода, плохие обстоятельства. Но попросту признать, что войско чужеземцев качественно лучше своего собственного для китайцев невозможно. Менталитет такой. Так было и в древности, так есть и сейчас. И поскольку источники-то по древней истории Китая предоставлены только одной из воевавших сторон, то с механизмом этого «заговора» всё становится ясно. И даже самые авторитетные круги учёных-синологов при попытке заговорить на эту тему рискуют навеки остаться в Срединной империи, простите, в КНР персоной нон-грата. Ну, как до сих пор подобным статусом обладает Высоцкий за шуточную песенку про Мао. Это, к сожалению, далеко не единственный пример, когда истина жертвуется в угоду политике. К тому же никто из современных народов вроде бы не выводит себя прямым потомком этих белых ди, а значит, так ли уж принципиально ломать перья-копья из-за каких-то там бесславно сгинувших?
Только в том-то и дело, что вовсе не бесславно. И не все готовы от них «откреститься». И раскланиваться перед Китаем я не собирался и не собираюсь, так что наше вам с кисточкой.
В общем, замахиваться на всю эту тему мне слишком сложно. Посудите сами: в эпоху Воюющих Царств даже китайцы признают «варварскими» три(!) царства из семи - Цинь, Янь и Чу! В том числе и самое западное - Цинь - в итоге победившее и подчинившее себе все остальные! С этого момента, собственно, и начинается история единого Китая как такового. Вообщем, произошло примерно то же, что Македония сделала с Грецией, а Пруссия с Германией.
И это, обратите внимание, уже в сравнительно позднюю эпоху Чжаньго. А ранее «варварскими» считались и Чжоу, и даже Шан. Сам первопредок сынов Поднебесной - учитель дао и первый правитель Хуан-ди - пришёл в бассейн Хуанхэ с далёкого запада, из таримского пограничья! Про таримских мумий все слышали? Если нет, то поинтересуйтесь - информация по ним есть.
Жил Жёлтый император, кстати, около 2600 года до н.э. Мужчина из Черчена жил в тех же краях, только позже, а значит выглядит примерно так же, как и Хуан-ди, цитирую: «Светлолиц; слегка вьющиеся русые волосы заплетены в две спускающиеся на плечи косы - не из трёх, как некогда у китайцев, а из двух прядей. Лёгкая седина показывает, что умершему было за 50 лет. Он отличался завидным ростом - под два метра - и нехарактерным для азиатов крупным носом». http://history.rin.ru/text/tree/182.html
Но это было значительно раньше, а мне бы хотелось отметить восточное царство ди, не создавшее вокруг себя могучей империи, но зато явившее миру замечательную и очень развитую культуру, во многом послужившую образцом для всего китайского искусства.
Я говорю про Чжуншань. Это относительно недолго существовавшее государство пришедших с запада белых ди известно пирамидальными, похожими на курганы гробницами, боевыми «скифскими» собаками и оригиальными образцами звериного стиля, причудливо вместившего в себя местные особенности.
Надо сказать, что подобные заимствования наблюдались везде, во всех древних государствах, смежных с великой степью. Государствах, поначалу ею созданных, а в дальнейшем перерождавшихся как национальные и укреплявшихся в противостоянии ей же.
Конечно, мне хотелось бы сказать здесь несколько слов по истории белых ди, красных ди, жунов и серов, но даже вкратце на это уйдёт очень много места. При желании вы можете и сами получить о них представление, обратившись к сетевым поисковикам. Скажу только, что исследователи сближают ди менее с ариями Индии и Ирана, а более с создателями культуры шнуровой керамики (она же - боевых топоров). И даже есть указания на пути их миграции фатьяновцев2 (локального варианта шнуровиков) - через среднее Поволжье и северный Казахстан. Потому-то и проявляется их различие с андроновцами - динлинами и серами. И именно по этой причине существуют языки тохарский А и тохарский Б. И недаром исследователи таримских мумий удивлялись, откуда у них на юбках, плащах и гетрах шотландская клетка? http://bolshoyforum.org/forum/index.php?topic=102241.320 
Ну, а я с вашего позволения предложу несколько иллюстраций изделий мастеров белых ди царства Чжуншань (разумеется, это поздняя транскрипция китайского варианта названия).
Вот бронзовая подставка в виде тигра, хватающего оленя.

Бронзовая фигурка крылатой пантеры. Лично мне она напоминает хеттские: нос пятачком, овальная пасть полная зубов, торчащий язык, остренькое ухо, характерная роспись спиральными завитушками…


Носороги держат весьма вместительный сосуд. Если интересно - двурогий носорог и слон жили в Китае и в историческое время, а у местных воинов очень ценились щиты из носороговой кожи.



Фляга для вина с такими же кольцами. Впрочем, это и не вино, а коктейль, близкий к индийскому пуншу. Напиток сохранился за 2300 лет! Стоимость, наверно… Деннис Тито, третьим будете?



Ритуальный колокол, видимо, из какого-то храма.



А вот трезубцы, навершия боевых знамён, крепившихся перед шатром или на колеснице. Обратите внимание, они огромные: 56 дюймов, почти 1,5 метра.


Вот боевые собаки царя Цо. Массивные ошейники украшены золотом и серебром. Помните сообщение Полиена про скифских «отважнейших псов»? Захоронения с собакой найдены в Неаполе Скифском, в Орлатском могильнике.

Боевая секира с втоком и навершием. Свастики - левосторонняя и правосторонняя чередуются. Уменьшающая вес оружия круглая розетка на лезвии приводит на память европейскую алебарду. Но - IV в до н.э.!


Теперь гробница Цо в Линшоу - столице царства Чжуншань. Её раскопанная часть, план захоронения (золото и серебро по бронзе) и реконструкция.








Повторюсь, всё это - строения и вещи, обнаруженные при раскопках именно чжуншаньских захоронений, и никаких иных. Более ранние эпохи китайского искусства демонстрируют совсем иные образцы.
Ну и напоследок несколько изображений звериного стиля и вот такого «настоящего китайца». Взяты из этой книги http://www.knigastok.ru/Photo/Photo0/photo732-x.JPG.


 
 
ПослеСловие. Уважаемые читатели, если у вас есть иные изображения артефактов Чжуншани, не сочтите за труд, поделитесь. Буду признателен.

1. Да, богатенький купчик и «бессмертный гений поэзии» был вовсе даже не китайцем, а пришёл в Поднебесную с запада по Великому Шёлковому пути. Большинство исследователей полагает Ли Бо родом из Туркестана вблизи современного города Токмак ненамного севернее таримского бассейна.
2. Лев Клейн в «Миграции тохаров в свете археологии» об этом написал: «Ситуация имеет только одно археологическое соответствие - фатьяновскую культуру второй половины II тыс. до н.э.».

Рогдай Росомаха

Разное, Зодчество, Азия

Previous post Next post
Up