"Бѣ же вѣсть Ярополку, и повелѣ гнати люди и торки в Баруч и въ прочая грады, наворопивше же врази и не въспѣвше ни въ что же". Летопись по Ипатскому списку. СПб., 1871. С. 205. ПСРЛ. Т.I. Стб. 295-296
ЛЮДИ И ТОРКИ
Обратите внимание на этот интересный момент сообщения 1125-го года. )
Торки больше ста лет уже подчинены Руси. И воюют вместе с русскими князьями против половцев. Живут зачастую чресполосно с русскими, и кто хуже, кто лучше, но по-русски обязательно понимают и разговаривают. И город свой главный у них на Руси есть, да не где-нибудь: Торческ - то ли третий, то ли четвёртый по значимости город стольной земли Киевщины. И престол русского князя в Торческе есть. И не забитые какие-нибудь они, один Кунтувдай их сородич чего стоит...
Но всё равно, летопись нисколько не сомневается в сказанном! Замечает походя, "вне дискуссии": торки - не люди.
А люди кто? Князья? Бояре? Дети боярские? Гриди? Может, хоть отроки младшей дружины?
Нет! дружины появятся чуть позже, князь прибывает "с переяславци своими". Люди - это простые селяне, оратаи. Местной власти приказано их "гнати". Но это - люди. Потому что русские.
А торки - не люди. Даже их ханы-батыры-кунтувдаи.
Вообщем-то, секрета здесь нет. Для нормального человека средневековья свои - это люди, чужие - нет. Самоназвания большинства этносов именно это и означают - "люди".
А летопись через 10 лет, под 1135-м, в речи о том же Баруче-граде отметит: "Многъ полонъ взяша скоты и коне". Есть полон, а есть "скоты и коне". "Скоты и коне" - не полон.
Припоминаете былину, где богатырь настаивает, чтобы степняки говорили с ним "языком русским, человеческим"?
У летописи смысл тот же.
Есть ЛЮДИ, а есть ТОРКИ.
ПС. На картинке монета Мстислава Удатного, вскоре после поражения на Калке ушедшего княжить в Торческ.