ВИТ ВОЛК

Nov 08, 2010 20:06




ВОЛЧИЙ СЛЕД

Возможно, читатель, если Вы интересовались историей средневековой Руси, Вам уже приходилось недоумевать по поводу того, как перемешаны в Великом Княжестве Литовском славянские и балтские имена правителей. Ну, на момент включения в состав ВКЛ обширных славянских земель подобное было бы и понятно, и оправдано. Но нечто подобное происходило и изначально, когда литовские князья только начинали появляться в хрониках как самостоятельная политическая сила, с которой нужно считаться.

Сразу оговоримся - путаница и недопонимание существуют и до сих пор. Ничего не поделаешь, узелок за узелком придётся её распутывать. Ведь, как говорил профессор Преображенский, "разруха у нас в головах", а самой науке-истории всё равно - понимаем мы её, или нет.

Собственно, что такое Литва? Созвучные по названию балтский народ латгалы и финно-угорский народ ливы находились севернее тех территорий, которые мы сейчас называем Литвой. А проживали на них жемайты, аукшайты, ятвяги, дзуки, земгалы, курши, селы, суйты, даже отчасти пруссы. Немцы эти земли называли по имени ливов - "Livland", русские - по пограничной реке Лиетава. "Литва" - это славянское, русское название для земли, заселённой родственными народностями, называющими себя совершенно иначе.



Почему же появилась необходимость наделять их неким обобщающим именем? Да потому, что народы эти, благодаря своему происхождению, сходству языка и культуры, всегда осознавали себя близкими родственниками. И в случае необходимости они легко объединялись в единую политическую силу, способную противостоять любому давлению извне. Однако аукшайты вовсе не стремились называть себя имя именем куршей, а земгалы не спешили становиться суйтами. Общего же названия не было. Это уж намного позже кабинетные учёные стали как пирожки выпекать индогерманцев да финноугров. А тогда слово "литва" пришло извне, из славянского. Подобное случалось - ещё сто с небольшим лет назад греки-эллины называли себя "рома", дескать, - римляне.

Да, славянское влияние в Балтийском берегу было сильнее, чем сейчас это многим из нас представляется. К тому же, славяне и балты - очень близкие родственники. Конечно, растянувшаяся на века немецкая оккупация во многом разорвала прежние близкие отношения, стёрла и память о них.

Но слова из песни не выкинешь. Балтийский берег - это не только газмановские сосны и туман: в Прибалтике некогда были построены славянские города и посёлки Краловац (т.е. "королевский", основан королём Пжемыслом II), Вильна (основана князем Свенторогом), Куконос (мыс реки Кокна), Юрьев (русская крепость в посёлке эстов), Нарвия (по реке Нарова) и др.

При столь тесных контактах удивляться переплетению взаимных влияний и родословных правителей, право же, не стоит. Со стороны Руси наиболее активную деятельность в Прибалтике проводили её непосредственные соседи - Новгород, Псков и Полоцк.

Из династии последних происходит и герой нашего повествования - князь Вит, он же Витень, называемый литовцами соответственно Витис или Витенис.

Признаться, читатель, я был удивлён, когда в некоторых сетевых ресурсах обнаружил, что Вит и Витень подаются как два разных князя безо всякой попытки их сопоставить. При этом оба они Великие Князья Литовские, называемые тевтонцами королями, и правят страной приблизительно в одно и то же время - немногим после Миндовга.

О князе Вите судят по сообщению Воскресенской летописи. Согласно ей, это был сын Данила Ростиславича, внук Ростислава Полоцкого, сосланного в Грецию Мстиславом I. Далее летописец сообщает, что Вит Волк является в Литву из Царьграда (Константинополя) вместе с отцом и княжит после Миндовга, а после него - сын его Тройден Хищный. По различным версиям поздних литовских легенд кроме Тройдена Вит был отцом ещё нескольких сыновей: Довмонта, Наримунта, Гольши и Гедруса. Однако современные историки, сопоставив годы ссылки Ростислава (1129 год) и смерти Миндовга (1264 год), считают сообщение летописи про Вита и Ростислава хронологически недостоверным.

Князь Витень-Витенис (1295-1316) известен многим хроникам, его родство с литовскими князьями также опутано туманом легенд и домыслов. Однако, утверждается, что он стал Великим Князем Литовским, приняв власть у своего умершего отца Будивида - князя со славянским именем.

Да, дорогой читатель, слова Воскресенской летописи (см. "Воскр. летопись", I, 49) с ходу были признаны у некоторых исследователей недостоверными. Строго говоря, это и не одна летопись, а летописный свод: поздние переписчики и компиляторы составляли из известных ранее текстов некую объединяющую их книгу. При этом многие места могли быть истолкованы неверно, искажены, даже удалены. Но вот придумать несуществующих людей монах-летописец не мог - не та эпоха, не тот жанр произведения, да и не богоугодное это дело - лгать и плодить неизвестно зачем всяких самозванцев. А потому в самом существовании Ростислава, Давила и Вита навряд ли стоит сомневаться.

Попробуем разобраться. Для начала проверим, действительно ли хронология так убийственна для князя Вита Волка даже по версии Воскресенской летописи.

Во-первых, упомянутая ссылка в 1129 году только началась, а окончилась в 1132. И отправлены в эту ссылку были в основном сыновья Всеслава Брячиславича Полоцкого, а из внуков-княжичей - лишь сыновья старшего сына Рогволода Всеславича: Василий и Иван. Ростислав же, один из младших сыновей, на момент ссылки был, скорее всего, ещё не в столь зрелых летах, чтобы прогуливаться с собственным подрастающим сыном вдоль берега бухты Золотой Рог. Собственно, его будущий сын Давил в связи со ссылкой вообще не упоминается. И уж тем более сам Вит никак не мог приехать из Византии со своим отцом, поскольку и дед-то его, Всеславов последыш, на тот момент был отнюдь не преклонных годов.

Русский историк середины XIX века Александр Борисович Лакиер в своём труде «Русская Геральдика» указал, что у князя Ростислава было два сына: Мовкольд (отец будущего князя Миндовга) и Давил, отец князей Вида и Герденя. Работа Лакиера в отношении княжеских фамилий считается удачной, а смешение славянских и балтских имён, как видим, никого не смущает.

Итак, годы жизни предков нашего героя можно было бы представить следующим образом. Всеслав (ок.1029-1101), сын Ростислав (ок.1090-?после 1130-го), внук Давил (ок.1160-1240), правнук Вит (ок.1120-1315). Годов рождения князей мы не знаем, поэтому можем допустить и подобный расклад.

Продолжительность жизни не маленькая, но и здесь мы обнаружим множество подкрепляющих наши изложения примеров. Гедимин (1257-1341), Миндовг (1190-1263), Ольгерд (1290-1377). Ярослав Хромой (978-154), Владимир Мономах (1053-1125). При здоровом образе жизни, королевском питании и постоянных тренировках князья-воины имели вполне реальный шанс "перешагнуть" 80-летний рубеж.

В 60-65 завести сына для мужика в добром здравии вполне возможно, и такие случаи в истории средневековья тоже бывали. Вон - индус Нану Рам и в 90 лет вполне с этим справился. А как быть с фактом, что княжескую власть наследовали младшие, поздние сыновья? Он объясним тем обстоятельством, что старшие часто не доживали до смерти пожилого отца. Не забывайте - кругом войны с миронедолюбивыми христианами, плюс собственные усобицы... Внуки же изначально имеют меньше прав на престол, чем сыновья, будь они даже и старше по возрасту.

Приведённые мною выкладки касаются только сказанного Воскресенской летописью, летописного свода, составленного в Подмосковье в XVI веке. От времени интересующих нас событий до собственно момента записи прошло более 200 лет, да и не столь важно было московским князьям, как там когда-то выстраивались побочные ветви псковского княжеского дома.

Однако, как мы видели, даже и в таком виде сказанное летописью может быть подтверждено, и обвинений в "хронологической недостоверности" избежать вполне удаётся.

Но всё же мне представляется, что с большей вероятностью дело обстояло несколько иначе. Вы помните, кто был назван отцом князя Витеня? Некий князь со славянским именем Будивид, упомянутый в Ипатьевской летописи и тевтонской хронике Петра из Дуйсбурга. О его происхождении нам ничего не известно: ни кем был его отец, ни из какого он происходил княжества - ни хроники, ни летописи этого не сообщают. Упомянут только брат Будикит.

Поэтому мне представляется вполне возможным допустить, что Будивид происходил из полоцкого княжеского дома и был сыном князя Давила. Тогда и родословная его по мужской линии будет выглядеть так: Всеслав-Ростислав-Давил-Будивид-Вит (иногда, кстати, имя пишут в форме "Вид"). Подобная расстановка вполне примиряет западные хроники с Воскресенской летописью.

Да, княжил он после Миндовга, но княжил несколько позже. А отцовство по отношению к Великому князю Тройдену Хищному (настораживает и то, что это было бы первое балтское имя в славянской цепочке) - это та же литовская династическая легенда, что приписывает Виту отцовство самого Довмонта, Наримунта, Гольши, Гедруса и, Бог знает, кого ещё.

Русский князь Вит в Литве, литовский князь Довмонт во Пскове... - похоже, летописец подмосковного Новоиерусалимского монастыря просто счёл излишним разбираться в этой стародавней путанице, тем более, что интересы заказчика того и не требовали. Можно ведь просто к прежним записям добавить то, что где-то у кого-то выведал. Подобным образом поступал, если помните, и сам отец истории Геродот - по принципу "я записал всё услышанное, а вы уж сами решайте - что там верней".

Итак, мы с большой долей вероятности установили, что Вит Волк - праправнук Всеслава Вещего, Всеслава Чародея, Всеслава Оборотня. При этом ни об одном князе в этой династии не говорилось, что он был крещён, а имена у них совсем не христианские, но вполне себе славянские и языческие.

О волшебных способностях Всеслава Брячиславича очень красочно рассказано в "Слове о полку Игореве" - мчит он лютым зверем леопардом, вися на синей мгле, за несколько часов от Белгорода до Новгорода! Тут же и "хытру", "горазду", и "жребий о девицю себе любу", и "влъкомъ путь прерыскаше", и "веща душа въ друзе теле".

А Вит, его потомок, носит прозвище "Волк", и связь его с предками никогда не прерывалась...

Прямых указаний на оборотничество князя мне встречать не доводилось, совсем не специалист я по литовскому, да и белорусскому фольклору. Но кое-какие штрихи прапрадеда в его портрете проглядывают.

Сначала то, что общеизвестно. Вит Волк был непримиримым врагом Тевтонского ордена и вёл с ним непрерывную ожесточённую войну. Он положил конец литовским междоусобным войнам и заключил союз с Ригой. Насколько непростым было это дело, мы можем судить хотя бы на примере русских княжеств. Однако, именно эта работа стала залогом будущих побед Литвы, превративших её в одну из ведущих держав Европы.

В 1296-1298 во вражеской Ливонии князь Вит разрушил крепость Каркус и разбил рыцарей в Турайдской битве. С 1298 по 1313 год совершил 11 (!) походов против Тевтонского ордена, даже в сам оплот крестоносцев - Пруссию (!). Да, языческая дружина Вита Волка била неприятеля на его же территории, совершая рейды в глубокий вражеский тыл.

В 1311 близ Растенбурга князь потерпел поражение от комтура Генриха фон Плоцке. Внезапное нападение на возвращавшуюся из Пруссии дружину не обескуражило Вита, но измена части войска, покинувшей поле боя, привела к поражению. Орден перешёл в наступление, но атака кастеляна Герхарда фон Мансфельда была отбита. А в 1314 году нападение фон Плоцке на Гродно князем также было отражено, причём из-за неудач комтур не был утверждён Великим магистром.

В 1315 Вит сам нанёс контрудар и осадил крепость Кристмемель. Первое подкрепление тевтонцев, рвавшихся на помощь осаждённым, было князем отражено, но осаду он всё же снял и ... больше о нём никто ничего не слышал.

Итак, что же сближает Вита Волка с его предком Всеславом?

Во-первых, и тому, и другому враги приписывали коварство и жестокость.

Во-вторых, Всеслав - вещий князь, обладающий знаниями и навыками, простому смертному недоступными. Вит изощрённо хитроумен, непонятен, непредсказуем в своих действиях.

В-третьих, Всеслав - оборотень, способный в кратчайшие сроки преодолевать огромные расстояния и появляться там, где его не ждут. Вит также появляется с войском в неожиданных местах (в Пруссии наступал через болота в апреле в оттепель!). После поражения под Растенбургом князь Вит необъяснимо исчез из фактически окружённой позиции на холме. Многие из его дружинников тогда попали в плен, в том числе и его верный канцлер, позже под Гродно заманивший крестоносцев в засаду. Неизвестна и судьба князя после осады Кристмемеля - ни как и куда он ушёл, ни что с ним случилось.

В-четвёртых. И Всеслав, и Вит были настоящими язычниками. Причём между древней верой славян и древней верой балтов существенных различий не было, во всяком случае, непреодолимых. И если русский человек желал держаться веры отцов, то в непосредственной близости от воинственно-языческой Литовской державе в те времена это было легче всего - и славянам, и пруссам, и ливам с эстами. А христианские летописцы при этом запросто записывали в "литву" и русских князей-язычников. В московской Руси язычники-славяне часто назывались мордвой - лишь бы не креститься. Вит часто обманывал христианских союзников (епископа Риги, например), создавая видимость, что собирается креститься, но не делал ни шага в этом направлении. А вот его настоящая речь, обращённая к тевтонцам: "Где же ваш Бог? Что же он не помог вам, как наши Боги помогают мне сейчас и всегда?"

И в-пятых. Это "волк" - прозвище-эпитет. Всеслав-оборотень "великому Хръсови влъкомъ путь прерыскаше". Вит получил прозвище "Волк" - неизвестно, при каких обстоятельствах...

О детях-наследниках князя Вита нам, увы, достоверно ничего не известно. После его исчезновения власть перешла к ятвягу Гедимину, сыну князя Скалманда (Сколоменда). Литовские легенды и основанные на них родословные типа "Бархатной книги" приписывают ему много сыновей с балтскими именами, но... Наримунт (он же Глеб) был сыном Гедимина. Ятвяги Довмонт и Тройден, как утверждается летописью Быховца, происходят из династии Палемонов. Гедруса (Гедройца, основателя фамилий Гедройтских) - называют представителем балтской династии Китоврусов, по преданию оборотней, кстати.

Разве что Гольша, упомянутый в летописи Рачинского и летописи Быховца мог быть его сыном. Гольша - это основатель княжеского рода Гольшанских (Ольшанских). Известны его сын Миндовг, внук Ольгимунт, правнук Йонас (или Иван, видимо, первый христианин в роду, а это уже начало XV в.!). Исследователи фамилии Гольшанских предполагают, что имя "Ольша" - это уменьшительное имя от славянского "Олег", а Гольшей он стал уже в литовском произношении. В предках Гольши упоминался и некий князь Довспрунк, тождествен ли он князю Давилу - можно только гадать, хотя Галицко-Волынская летопись вместе в Довспрунком упоминает и некоего князя Давьяла.

Достойные дела человека часто живут дольше его детей. А память о князе - это уже не его забота, а наша с Вами.

За идею этой заметки благодарю Озара Ворона. http://smelding.livejournal.com/

Достойным потомкам князя Вита желаю здравия, а самому Виту Волку - доброй памяти.

Рогдай Росомаха.

Портреты

Previous post Next post
Up