"Женщины-предприниматели в России XIX века" - моя новая книга

Feb 24, 2010 14:54

У меня вышла книга, которую я мечтала написать много лет. Once said then done! Книга издана по-английски в лондонском научном издательстве "Pickering & Chatto". Название "Female Entrepreneurs in Nineteenth-Century Russia".
http://www.pickeringchatto.com/layout/set/print/monographs/female_entrepreneurs_in_nineteenth_century_russia
Презентация книги состоялась 23 декабря 2009 года на 195-м (!) заседании Центра экономической истории Исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова. Я благодарю профессора Леонида Иосифовича Бородкина за то, что московские (и не только) специалисты в области экономической истории более десяти лет имеют свой "научный клуб".

Так могла выглядеть одна из моих героинь


Далее аннотация.
Монография д.и.н. Г.Н. Ульяновой «Женщины-предприниматели в России XIX века» (Female Entrepreneurs in Nineteenth-Century Russia. London: Pickering & Chatto, 2009) Объем 16 п.л. Научное безгонорарное издание.

В книге всесторонне исследуется история женского предпринимательства в Российской империи в период промышленного развития в XIX в. Главным отличием российского законодательства от западноевропейского были равные имущественные права мужчины и женщины. Законом 1753 г. женам было разрешено «продавать их собственное имение без согласия мужей». В «Своде законов Российской империи» (1832) принцип раздельной собственности в браке был окончательно закреплен в формуле: «Имущество жены не только не становится собственностью мужа, но, независимо от способа и времени его приобретения (во время ли замужества или до него), муж браком не приобретает даже права пользования имуществом жены». Каждый из супругов мог иметь и вновь приобретать свою отдельную собственность (через куплю, дар, наследство или иным законным способом). Более того, супруги могли вступать  друг с другом в отношения передачи имущества по дарственной, купли-продажи и др., как совершенно посторонние лица (что было подтверждено специальным законоположением 1825 г.).

Принцип раздельной личной собственности делал женщину независимой в предпринимательской деятельности. Женщины имели равные с мужчинами права на занятия коммерцией, что было подтверждено сенатским указом от 25 мая 1775 г. Стремление женщин к обретению независимой экономической позиции в бизнесе  получило правовое подтверждение в законе 10 июня 1857 г. «О дозволении выдавать купеческим женам свидетельства для производства отдельной от мужа их торговли».

Исследование базируется на источниках, впервые вводимых в научный оборот, в частности, проанализированы своды статистических данных о промышленности с 1814 по 1897 гг. Агрегированные данные об участии предпринимательниц в индустриальном развитии в контексте промышленной революции показывают, что принадлежащих женщинам предприятий насчитывалось в 1814 г. 165 (из общего количества 3,731), в 1832 - 484 (из 5,349), в 1879 - 1,045 (из 26,067), в 1884 - 1354 (из 27,235), в 1897 - 1,684 (из 34,723). Доля «женских» предприятий по объему производства (в денежном выражении) составила 4% в 1879, 4,8% в 1884, 6% в 1897 гг. При этом на всем протяжении XIX в. неизменной оставалась существенная роль женщин в текстильной и пищевой отраслях. Так, в 1897 г. в текстильной и табачной отраслях принадлежащие женщинам фабрики давали по 10,6% объема производства, в производстве спичек - 13%.

На основе анализа массовых данных удалось обрисовать такие параметры женского предпринимательства, как отраслевая принадлежность и экономическая характеристика предприятий, социальный и этнический статус собственниц. Также представлена информация об истории ряда предприятий, и реконструированы биографии их владелиц (в частности, московских и петербургских купчих-фабриканток В.М. Алексеевой, Н.И. Бахрушиной, Н.Ю. Носовой, А.В. Растеряевой, М.Ф. Морозовой, сестер Завьяловых из Ворсмы Нижегородской губ.; дворянок - княгини Н.П. Голицыной, великой княгини Евгении Ольденбургской, графини М.Г. Разумовской, графини Н.А. Стенбок-Фермор, представительниц графских родов Потоцких и Браницких; и др.).

К концу XIX в. женщины играли важную роль в российской экономике. В последней трети столетия в рядах предпринимательской элиты имелась когорта женщин, стоявших во главе фирм и осуществлявших успешный менеджмент. Обладание значительными личными состояниями, округленными в процессе бизнес-деятельности, оказало влияние на трансформацию гендерных ролей женщин-предпринимателей, как в семейном, так и в общественном дискурсах.

XIX век, экономика, история, женщины, промышленная статистика

Previous post Next post
Up