Из истории нашей страны о начале войны и наших земляках Долгопрудненцах.
22 июня 1941 года у границ СССР было сосредоточено и развёрнуто три группы фашистских армий (181 дивизия, в том числе 19 танковых и 14 моторизованных, всего - 4,3 миллиона человек). Примерно в 4 часа утра они одномоментно начали наступление по всему фронту от Балтики до Черного моря. Им противостояли на западном рубеже 3,1 миллиона советских бойцов.
В тот же день войну СССР объявили Италия и Румыния, а 23 июня - Словакия. В составе вермахта наступали соединения и части французских, польских, финских, норвежских, бельгийских и других национальных легионеров из европейских государств (всего за годы войны Гитлеру помогали воевать против нас свыше 1,8 млн европейцев, из которых было сформировано 59 дивизий, 23 бригады, несколько отдельных полков, легионов и батальонов).
В первый же день войны Красная армия понесла тяжелейшие потери. Было уничтожено около 1200 самолётов, практически все имевшиеся в Западном округе танки, убито или пленено около полумиллиона военнослужащих. Но и фашисты потеряли 244 самолёта, более 100 танков, около 150 тысяч убитыми. Кстати, Данию фашисты завоевали за один день, потеряв лишь 12 человек, Голландию за пять дней с потерями около 300 человек, Польшу - за 16 суток, потеряв 44 тысячи убитыми и уничтожив 620 тысяч польских военнослужащих.
Октябрьский райвоенкомат г. Москвы
Как правило, причину трагедии первых боёв на советско-германском фронте приписывают просчётам высшего руководства страны и верховного командования при оценке времени нападения на СССР. Это верно лишь отчасти. Еще 13-15 июня в западные округа были отправлены Директивы НКО и ГШ о начале выдвижения частей первого и второго эшелонов к границе, под видом «учений». Стрелковые части округов первого эшелона согласно этим директивам должны были занимать оборону в 5-10 км от границы, части второго эшелона, стрелковые и механизированные корпуса - в 30-40 км от границы.
18 июня последовал дополнительный приказ о приведении в полную боевую готовность всех частей западных округов. Об этой телеграмме-приказе упоминается в протоколах допроса командования ЗапОВО, не выполнившего ни приказы от 13-15 июня, ни последующие приказы о приведении в полную боевую готовность своих частей от 18 июня. Некоторые части западных округов, например, мехкорпус К. К. Рокоссовского, вообще не были извещены о данных приказах и директивах, и вступали в войну, узнав о нападении только 22 июня 1941 года.
Федеральная служба безопасности России рассекретила большое количество документов наших армейских штабов, органов управления пограничных соединений и частей НКВД, раскрывающих многие драматические и героические страницы первых месяцев фашистской агрессии в СССР. Вот лишь несколько.
«Донесение заместителя начальника 3-го Управления НКО СССР Ф. Я. Тутушкина И. В. Сталину о потерях ВВС Северо-Западного фронта в первые дни войны.
Государственный Комитет Обороны товарищу Сталину
Потери ВВС Северо-Западного фронта в первые дни войны
Вследствие неготовности частей ВВС ПРИБОВО к военным действиям, нераспорядительности и бездеятельности некоторых командиров авиадивизий и полков, граничащих с преступными действиями, около 50% самолетов было уничтожено противником при налетах на аэродромы…
Такие потери нашей авиации объясняются тем, что в течение нескольких часов после нападения вражеской авиации командование Округа запрещало вылетать и уничтожать противника. Части ВВС Округа вступили в бой поздно, когда значительная часть самолетов была уже уничтожена противником на земле…
В данное время авиачасти ВВС Северо-Западного фронта являются неспособными к активным боевым действиям, так как в своем составе имеют единицы боевых машин: 7-я авиадивизия - 21 самолет, 8-я авиадивизия - 20, 57-я авиадивизия - 12.
Заместитель начальника 3-го Управления НКО Союза ССР Тутушкин».
«Спецсообщение НКВД СССР № 41/303 в ГКО.
У Ново-Мирополя потерпела поражение, понеся большие потери людьми и материальной частью, 199-я стрелковая дивизия…
Во время паники, создавшейся в подразделениях при наступлении противника, командование не сумело предотвратить начавшееся бегство. Управление штаба дивизии разбежалось. Командир дивизии Алексеев, зам. командира по политчасти Коржев и нач. штаба дивизии Герман оставили полки и с остатками штаба бежали в тыл.
Командир дивизии полковник Алексеев, зам. командира дивизии по политчасти полковой комиссар Коржев и нач. штаба дивизии подполковник Герман арестованы и преданы суду военного трибунала.
Заместитель народного комиссара внутренних дел Союза ССР Абакумов».
Но, безусловно, основная масса бойцов и командиров проявила величайшее мужество и героизм, искупая своей кровью ошибки политиков и военачальников.
Из журнала учета боевых действий погранвойск Ленинградского округа (с 22 июня по 11 июля 1941 года): «Начальник 5 заставы 5 КПО младший лейтенант Худяков, член ВКП(б), попав с личным составом заставы в окружение в несколько раз численно превосходящего врага, будучи раненым, не оставил поля боя, а, как и полагается сыну социалистической Родины, продолжал командовать заставой. Умелой организацией ружейного и пулеметного огня сумел вывести заставу из окружения с незначительным числом потерь своих бойцов, нанеся противнику большие потери. Такое поведение в этот критический момент нач. заставы Худякова говорит лишь об одном, что им в этот момент руководило лишь одно чувство - это чувство любви к матери-Родине, к партии Ленина-Сталина и чувство ответственности за порученное ему дело. Красноармейцы 8 заставы этого же отряда Корнюхин, Воронцов, Толстошкур и Дергапутский, воспитанники Ленинградского комсомола, смелые и мужественные пограничники, с честью выполнили свое боевое задание. Они под сильным огнем противника подползли к дороге, по которой должны были двигаться 5 танков противника, умелыми действиями вывели из строя два танка, тем самым облегчили своему подразделению выполнить основную задачу…
… Заместитель начальника по политчасти
Коньков В. И. в момент нападения превосходящих сил противника на район обороны заставы, будучи тяжело ранен в ногу и руку, отказался оставить поле боя. Не имея возможности передвигаться, приказал красноармейцам принести ему ручной пулемет. Мужественно преодолевая боль от ран, он метко стрелял в наседавшего врага. В момент критического положения заставы лозунгами «За Родину!», «За Сталина!» сумел воодушевить бойцов, поднять в них веру в победу над врагом…»
В первый же день войны фашисты столкнулись с невиданным ими до того массовым самопожертвованием советских бойцов. Имея менее совершенную, чем у фашистов, боевую технику, наш солдат «улучшал» её качества собственной храбростью и презрением к смерти. Особенно ярко это проявилось в таком явлении как боевой таран.
22 июня 1941 года в 4 часа 25 минут утра в районе города Дубно Ровенской области был произведён первый воздушный таран Второй мировой войны. Его совершил уроженец деревни Чижово Щелковского района (ныне входит в черту города Фрязино) Московской области заместитель командира эскадрильи 46-го истребительного авиационного полка старший лейтенант Иван Иванович Иванов. На рассвете 22 июня 1941 года старший лейтенант Иванов вылетел по боевой тревоге во главе звена И-16 на перехват группы немецких самолётов, приближающихся к аэродрому Млынов. В воздухе наши лётчики обнаружили 6 бомбардировщиков Хe-111. Иванов повёл звено в атаку на врага. Стрелки «хейнкелей» открыли огонь по истребителям. Выйдя из пикирования, наши самолёты повторили атаку. Один из бомбардировщиков был подбит. Остальные, сбросив беспорядочно бомбы, стали уходить на запад. После атаки оба ведомых пошли на свой аэродром, так как, маневрируя, израсходовали почти всё горючее. Иванов тоже решил идти на посадку. В это время над аэродромом появился ещё один Хe-111. Иванов ринулся ему навстречу. Вскоре у него кончились боеприпасы и было на исходе горючее. Тогда, чтобы предотвратить бомбардировку аэродрома, Иванов пошёл на таран. От удара «хейнкель», пилотируемый, как потом выяснилось, унтер-офицером Х.Вольфейлем, потерял управление, врезался в землю и взорвался на своих бомбах. Весь экипаж при этом погиб. Но и самолёт Иванова был повреждён. Из-за малой высоты пилот не смог воспользоваться парашютом и погиб.
2 августа 1941 года старшему лейтенанту Иванову И. И. посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
22 июня тараны совершили: Бутелин Л. Г., Гудимов С. М., Данилов А. С., Ерошин Н. П., Иванов И. И., Игнатьев Н. П., Ковтун И. И., Кокорев Д. В., Кузьмин П. А., Лобода В. С., Мокляк А. И., Морозов В., Панфилов Е. М., Пачин А. И., Рокиров Д. В., Рябцев П. С., Сиволобов В. И.; экипажи: Малиенко Т. С., Катина С. И., Петрова Н. Д.; Протасова А. С., Ярудина А. К., Бесарабова.
Воздушные тараны стали настолько массовым явлением, что фюрер люфтваффе Геринг для сохранения жизни своих асов и дорогостоящей техники издал специальный приказ, требовавший от фашистских летчиков уклоняться от лобовых встреч с советскими пилотами.
Первый таран самолётом механизированной колонны противника совершил житель подмосковного села Хлебниково (ныне входит в черту города Долгопрудный), в годы войны - командир эскадрильи капитан Николай Францевич Гастелло.
26 июня 1941 года в район Молодечно вылетело звено под командованием капитана Н. Ф. Гастелло, состоящее из двух тяжёлых бомбардировщиков ДБ-3ф. Вторым самолётом управлял старший лейтенант Фёдор Воробьёв, в качестве штурмана с ним летел лейтенант Анатолий Рыбас. Во время атаки скопления немецкой техники самолёт Гастелло был подбит. Согласно рапортам Воробьева и Рыбаса, горящий самолёт Гастелло совершил таран механизированной колонны вражеской техники. Ночью крестьяне из близлежащей деревни извлекли трупы лётчиков из самолета и, обернув тела в парашюты, похоронили их рядом с местом падения бомбардировщика.
5 июля 1941 года в вечерней сводке Советского информбюро впервые был упомянут подвиг Н. Ф. Гастелло: « Героический подвиг совершил командир эскадрильи капитан Гастелло. Снаряд вражеской зенитки попал в бензиновый бак его самолёта. Бесстрашный командир направил охваченный пламенем самолёт на скопление автомашин и бензиновых цистерн противника. Десятки германских машин и цистерн взорвались вместе с самолётом героя».
26 июля 1941 года Н. Ф.Гастелло было присвоено звание Героя Советского Сроюза.
В г. Долгопрудный Московской области у школы № 3 в микрорайоне Хлебниково.
Первый одиночный танковый таран совершил 22 июня 1941 года в районе города Дубно Герой Советского Союза капитан Василий Гаврилович Богачёв. Три тарана на счету младшего лейтенанта Николая Николаевича Томашевича, который совершил их в одном бою 12 июля 1941 года, выручая попавшего в беду под Лугой танк командира оперативной группы подполковника Вязникова.
На 22 июня приходится и первый документально удостоверенный случай зверств германской армии на территории Советского Союза. В этот день фашисты, наступая, ворвались в деревню Альбинга Клайпедского района Литвы.
Солдаты ограбили и сожгли все дома. Жителей - 42 человека - согнали в сарай и заперли. В течение дня 22 июня фашисты убили несколько человек - забили насмерть или застрелили.
Уже на следующее утро началось планомерное уничтожение людей. Группами крестьян выводили из сарая и хладнокровно расстреливали. Вначале всех мужчин, потом очередь дошла до женщин и детей. Пытавшихся бежать в лес расстреливали в спину.
В 1972 близ Аблинги был создан мемориальный ансамбль жертвам фашизма.