Сила малых форм

Mar 23, 2016 18:59

Оригинал взят у marie_bitok в Сила малых форм
Начиная разговор о кино, мы почти всегда имеем в виду полнометражный художественный фильм. Но, как и в других видах искусства, здесь малые формы бывают не менее интересными и глубокими, как по форме, так и по содержанию.
Отношение к короткометражному кино как к ученической форме и жанру для киношколы легко преодолеть в себе, если повезет увидеть полноценное кино в коротком метре. Одним из таких фильмов может стать «Эмилия Мюллер» Ивона Марсиано, вышедший в 1994 году. Сюжет ее прост: молодая актриса пришла на пробы для фильма, где режиссер попросил её на камеру рассказать о содержимом своей сумочки.

Казалось бы, нет в этом никакой драматургической «зацепки», и все будет построено на кинематографических изысках, доступных узкому кругу посвященных. Но на последних секундах режиссер и сценарист приготовили нам такую встряску, что все произошедшее до этого переворачивается с ног на голову. Или наоборот - с головы становится на ноги. В этом коротком 20-минутном фильме исследуется природа артистизма, свободы творческого подхода ко всему, с чем ты сталкиваешься - в профессии, отношениях с людьми и повседневной жизни. Возможно, именно сжатые рамки короткометражки позволил сделать сюжет рельефнее, ярче: высокий темп, быстрая развязка не дают зрителю возможности опомниться. И именно такой хронометраж усиливает эффект многократно. Чем длиннее был бы фильм, тем более размытым оказался бы финал.

Вообще создается впечатление, что это не постановочное кино, а подсмотренный эпизод, выхваченный из потока времени отрезок. Настолько наполнено жизнью каждое движение главной героини, ее рассказ о своей жизни через предметы, которые она находит в своей сумке, которую каждый день носит на плече, и потому она стала самым честным и точным свидетелем или летописью того, что происходит с этой девушкой и что она переживает. Есть ощущение документальность изображаемого благодаря особому углу зрения камеры и художественному оформлению картины, отсутствию видимых декораций.

Еще более сложно поверить, что главная героиня не пришла не пробы на самом деле, а актриса Вероника Варга играет актрису, пришедшую пробоваться на роль. происходит какое-то наложение изобразительных и содержательных планов друг на друга, и их уже сложно оделить один от другого. И в этом большая заслуга исполнительницы единственной главной роли. Наверняка, не самый приятные впечатления испытывает актриса, которая остается в кадре практически все двадцать минут фильма, причем большую часть времени под прицелом крупного плана. Здесь никого не обманешь - фальшь (и в актере, и в герое) будет видна сразу. Поэтому остается лишь аплодировать мужеству и легкости, с которыми Вероника Варга (или Эмилия Мюллер) справилась со своей задачей.

Возвращаясь к тому, с чего начинался разговор, хочется вновь повторить, что малая форма - это не показатель «малого» содержания. В кино, как и в литературе, умение выразить что-то значительное ограниченными средствами есть признак высокого мастерства. И, как порой один рассказ стоит иного романа, так и короткометражная зарисовка Ивона Марсиано кинематографичнее многих киноэпопей или сериалов. В таких случаях кино приближается к поэзии, где каждое слово обретает особую выразительность и расширяет возможности своего смыслосодержания, поскольку существует в тесных рамках сжатого текста. И здесь, в этом фильме, каждое движение камеры, каждая пауза и каждый жест имеют особое значение, красота которого могла бы раствориться в более продолжительном хронометраже.

image Click to view


понравилось, кино, искусство, видео

Previous post Next post
Up