ЯРОСЛАВЛЬ. ХРАМЫ КОРОВНИЦКОЙ И ТОЛЧКОВСКОЙ СЛОБОД

Oct 09, 2013 21:23

Оригинал взят у pav_leg в Майская поездка по землям Ярославским (часть III - Великолепное узорочье)
Продолжая рассказ о совершенной во второй половине "майских каникул" туристической поездке по краям Ярославским, предлагаю перенестись в самое сердце губернского города Ярославля, где находятся два уникальных храмовых ансамбля XVII века.



Первый - расположен в известной с XVI века слободе Коровники, название которой произошло от рода занятия разводивших скот местных жителей, на берегу Волги, чуть ниже устья Которосли.


Храмовый ансамбль, состоящий из двух храмов − Иоанна Златоуста (летнего) и Владимирского (зимнего), колокольни, а также невысокой ограды со Святыми воротами, сохранился до наших дней в практически первоначальном состоянии. Ниже приведено архивное фото Прокудина-Горского, датированное 1911 годом.


Доминирующим в ансамбле является храм Иоанна Златоуста, построенный в 1649 - 1654 годах на средства посадских людей Федора и Ивана Неждановских, которые позже были похоронены в южном приделе. Имел три престола: главный - во имя Святителя Иоанна Златоуста, придельные Зачатия Иоанна Предтечи и блаженной княгини Ольги.


В плане представляет собой четырехстолпный пятиглавый храм, с запада, юга и севера опоясанный крытыми одноэтажными галереями, на которые ведут три щипцовых крыльца. По бокам к основному объему примыкают с два шатровых придела. Приземистость основного объема компенсируется устремленными ввысь завышенными барабанами и главами. В 1680-х годах были перестроены крыльца, а также обновлен весь внешний декор храма: появились более пышные наличники на окнах, прорубили ряд новых окон на фасадах для лучшего освещения, а сами фасады украсили изразцами.
Обойдем вокруг: северный фасад


Восточный алтарный - обращает на себя внимание изразцовое оформление окна центральной аспиды.


Южный фасад


А вот таким храм видел чуть более ста лет назад Сергей Михайлович:


Роспись в храме выполнялась позднее, в 1730-х годах, артелью ярославских мастеров, тогда же был установлен пятиярусный иконостас.


Сама роспись, несмотря на свой почтенный возраст сохранилась довольно неплохо: на сводах и в световом барабане


На стенах алтарных аспид


Сводах алтаря


На стенах основного объема


И этот же участок в объективе Прокудина-Горского


Храм Владимирской иконы Божией Матери, построенный в 1669 году, размерами основного объема повторяет Иоанновскую церковь, но смотрится значительно проще, так как лишен приделов и галерей. Он задумывался как «зимний», теплый храм, но из-за стремления к симметрии ансамбля получился слишком высоким и в итоге для удобства отопления был поделен на два этажа: в нижнем проводились службы, второй так и остался пустым и использовался как чердачное помещение. Имел два престола: Владимирской иконы Божией Матери, Святителя и Чудотворца Николая.


Центр и основная вертикаль ансамбля - 37-ми метровая отдельностоящая шатровая колокольня, построенная в 1680-х годах чуть западнее от обоих храмов. Высокий глухой восьмигранный столп поддерживает красивый ажурный шатер с рядами люкарн. Арочные проемы яруса звона завершены полукруглыми кокошниками.


Последнее сооружение ансамбля в Коровниках, добавившее ему законченность, − невысокая ограда со Святыми воротами. Возведенные в конце XVII века, ворота оформлены в стиле «нарышкинского барокко». Приниженная ограда со стороны Волги еще больше подчеркивает грандиозность обоих храмов и колокольни, стоящей строго напротив Святых ворот (ниже архивное фото).


В советское время храмы были закрыты. В храме Иоанна Златоуста долгое время находился соляной склад, отчего безвозвратно были утрачены некоторые фрески. В настоящий момент комплекс принадлежит Русской православной старообрядческой церкви и потихоньку восстанавливается.
Ходить вокруг этого великолепия можно бесконечно долго, нам же пора следовать дальше, а точнее выше по течению Которосли.


Второй - располагается в некогда населенной кожевниками Толчковской слободе.
Храмовый ансамбль, состоящий из двух храмов − Усекновения главы Иоанна Предтечи (летнего) и Вознесенского (зимнего), колокольни, а также невысокой ограды со Святыми воротами, сохранился до наших дней в несколько неполном объеме.
Южнее Иоанновского храма располагалась построенная в 1658 - 1665 годах небольшая зимняя одноглавая Вознесенская церковь, которая имела два престола: Вознесения Господня и Казанской Божьей Матери. В советское время она была закрыта и передана под столовую расположенного рядом лакокрасочного завода, а позднее в 1950-х - снесена.
Ниже приведено архивное фото Прокудина-Горского, датированное 1910 годом.


Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи построена на средства прихожан в 1671-1687 годах и является самой большой приходской церковью в Ярославле. Имела три престола: главный - св. Иоанна Предтечи, придельные Трех святителей и Казанских Чудотворцев.
В плане также представляет собой четырехстолпный пятиглавый храм, с запада, юга и севера опоясанный крытыми одноэтажными галереями. На галереи ведут три изящных щипцовых крыльца, полукруглые входные порталы которых украшены арками с «гирьками». Снаружи стены галерей, приделов и основного объема богато декорированы сложными ковровыми узорами и профилированного кирпича и изразцов. Изюминка храма в том, что к нему примыкают два равновеликих по высоте основному кубу абсолютно симметричных придела, которые завершаются пучками малых пятиглавий. Таким образом, это единственный в древнерусской архитектуре пятнадцатиглавый храм.
Обойдем вокруг: вид с северо-востока


С северо-запада


С юго-запада


В 1708 году в храме случился пожар, в результате которого пострадала деревянная кровля. Новую кровлю сделали более крутой, четырехскатной, и переложили закомары, сделав их крупнее и выше, в связи с чем оказался закрыт декор нижней части барабанов, также украшенных изразцами. Позже в XVIII веке заменили центральную главу, придав ей причудливую форму в стиле барокко.


Рядом с храмом на рубеже XVII-XVIII веков возведена отдельностоящая 45-ти метровая колокольня в стиле барокко, которая представляет собой столп с двумя глухими ярусами и четырьмя открытыми, украшенными резными аркадами. Каждый ярус колокольни вторит построению храма, благодаря чему между ними существует неразрывное ансамблевое единство. В 1950-е гг. проводились работы по ликвидации крена колокольни, достигавшего в верхней отметке почти метра.


В Толчковский ансамбль входят также построенные приблизительно в конце XVII века Святые ворота, сходные с аналогичными вратами в Коровниках. а вот стена не сохранилась.


В советское время храмы был закрыт, однако не разорен, а поставлен на государственную охрану, как памятник архитектуры.


Сейчас в храме, который входит в состав Ярославского музея-заповедника продолжаются начатые ещё в середине XX века исследовательские и реставрационные работы.
Жаль, что не удалось попасть внутрь и оценить воочию масштаб осуществленной в 1695-96 годах работы по росписи интерьеров храма, когда на стенах, столпах, сводах и галереях были написаны более 500 сюжетов.
Остается только восхититься богатством наружного декора и покинуть великолепный объект архитектурного наследия.


P.S. В описательной части использованы материалы с сайтов:
1. http://www.yaroslavlru.ru
2. http://sobory.ru

Благодарю за внимание!

белокриницкие, святыни, родная старина, фото, архитектура, искусство, приходы

Previous post Next post
Up