БЫЛИНЫ ПЕЧОРЫ. ЗАПИСИ НАЧАЛА 1960-Х ГОДОВ

May 12, 2012 14:21



БЫЛИНЫ ПЕЧОРЫ:
1. ИЛЬЯ МУРОМЕЦ И СОКОЛЬНИК
(Бой Ильи с сыном) былина ЕРЕМЕЙ ЧУПРОВ

2. ИЛЬЯ МУРОМЕЦ И СОКОЛЬНИК
былина (отрывок) вариант сюжета ГАВРИЛА ВОКУЕВ

3. ИЛЬЯ МУРОМЕЦ И СОКОЛЬНИК
былина (отрывок) вариант сюжета ЛЕОНТИЙ И АННА ЧУПРОВЫ

4. ДЮК СТЕПАНОВИЧ
былина ГАВРИЛА ВОКУЕВ


Аннотация пластинки:

"Былины, которые вы услышите, записаны летом 1965 года на Печоре в Усть-Цилемском районе, в селе Усть-Цильма и в деревне Боровской, расположенной в 30 км от Усть-Цильмы, на притоке Печоры, реке Пижме.

Запись произведена специальной бригадой Всесоюзной студии грамзаписи под научным руководством музыковеда Ю.Е. Красовской. Поиски сказителей и предварительная запись былин осуществлены Д.И. Балашовым.
Первый из сказителей, с которым вы познакомитесь, - житель деревни Боровской Еремей Провович Чупров - восьмидесятидвухлетний старый охотник. Как сказитель он был известен уже давно и является едва ли не самым выдающимся исполнителем былин всего района средней Печоры. Еремей Провович поет с чрезвычайным эмоциональным подъемом.
Пение Е.П. Чупрова примечательно: это подлинно эпическая манера, с особой артикуляцией слова, ярко передающая накал страстей и величавость, свойственную эпосу.
Настоящие записи знакомят с одной из интереснейших северных эпических школ - Печорской. Хотя эти записи очень поздние и, видимо, последние (у стариков-сказителей уже нет продолжателей их традиции) - перед нами полноценные былинные тексты, не искаженные, и настоящее, полноценное былинное пение, что особенно поражает, если принять во внимание преклонный возраст сказителей. Былины эти - прекрасные плоды с тысячелетнего дерева устной эпической традиции.
Конечно, до наших времен дошло уже немногое. Даже за последние 80 - 100 лет резко уменьшилось количество былинных напевов - в конце прошлого века их было у хороших певцов около десятка для разных былин. В глубокой древности пение былин сопровождалось игрою на гуслях, но уже давным-давно эта традиция умерла. И все же то, что дошло до нас, - это подлинное эпическое пение, донесённое народом из глубин родной истории.
Русские былины поются, как и подавляющее большинство народных эпических сказаний (кроме ирландских саг, которые, по-видимому, рассказывались особой ритмической прозой).
Пение это зафиксировано на пластинке. Излишне напоминать, что услыхать эпическое пение в наши дни уже почти невозможно. (Как пелись предания о Роланде, поэмы Гомера, Нибелунги, мы не знаем и не узнаем). Эпическое пение особое. В отличие от лирической песни, где мелодия по крайней мере столь же важна, как и слова, в эпосе напев абсолютно подчинен рассказу, повествованию. Недлинная, вариантно повторяющаяся музыкальная фраза, ряды строк, организованные в свободные периоды разной длины, - по смыслу текста, - отмечаемые легкими замедлением и паузами, чуть-чуть нарушающими плавность течения распева, - вот что такое музыкальное оформление былины. Мы не назвали, правда, еще одного, существенного, что тоже участвует в музыкальной организации эпоса: страсти и темперамента, певца, который вживается в песню-сказ, вдохновляется ею и поет с глубокой верой во все происходящее. И этого почти не передать никакому, самому хорошему профессионалу-исполнителю.
Слушая былину, надо слушать звучащее слово, следить за развитием образа. Но когда слушатель сумеет вжиться в эту безмерно далекую от нас, тысячелетней давности мелодию, когда он особым творческим усилием «вслушается» в текст, проникнет в особенную манеру былинного пения, тогда он поймет, что перед ним безусловно великое искусство, великое в абсолютном, полном и бесспорном значении этого слова, великое во всем, от общей конструкции былины до мельчайшего образа, сравнения, до каждого отдельного эпитета, который уже невозможно заменить ничем. Более того, тогда слушатель поймет, что былину именно надо слушать, ибо только в пении образный строй эпоса получает свое настоящее значение, законченную величавую полноту".

mp3-192: byliny_pechory_01.rar

и 2-й альбом.
mp3-192: byliny_pechory_02.rar.html

Его треклист:

1. Василий Лагеев - Три поездки Ильи Муромца (6:12)
2. Василий Лагеев, Елена Кириллова - Ставр Годинович (2:23)
3. Василий Лагеев - Василий Буслаевич (8:26)
4. Еремей Чупров - Илья Муромец и Сокольник (17:51)
5. Еремей Чупров - Бутман (2:48)
6. Леонтий и Анна Чупровы - Илья Муромец и Сокольник (5:30)
7. Гаврила Вокуев - Илья Муромец и Сокольник (4:15)
8. Гаврила Вокуев - Илья Муромец и Соловей-разбойник (4:08)
9. Еремей Чупров (аранжировка А.Виноградова) - Илья Муромец (3:26)

Обложки, к сожалению обнаружить не удалось.
Аннотация к пластинке:

«Былина» - книжное название, в народе эпические песни зовут «ста́ринами», иногда «стихами», объединяя в последнем случае с прочими жанрами повествовательной песенной эпики. Отношение к старинам и в годы угасания эпоса было исключительно уважительным. Старины, наравне с духовными стихами, пели Великим постом, когда мирских, будничных песен петь было нельзя, воспринимая каждое слово как заветное предание, бережно храня ставшие чужими или сторонними для северян приметы глубокой старины и иного природного окружения.
«Нужно побывать на нашем Севере, чтобы вполне понять, как велика твердость предания, обнаруживаемая в народе его былинами. Мы, жители северных широт, не находим ничего особенно необычного в природе, изображаемой нашим богатырским эпосом, в этих „сырых дубах“, в этой „ковыль-траве“, в этом „раздолье чистом поле“, которые составляют обстановку каждой сцены в наших былинах. Мы не знаем, что сохранение этой обстановки приднепровской природы в былинах Заонежья есть такое же чудо народной памяти, как, например, сохранение образа „гнедого тура“, давно исчезнувшего, или облика богатыря с шеломом на голове, колчаном за спиною, в кольчуге и с „палицей боевою“»

Строгие, спокойные, вместе с тем и наиболее старинные напевы былин исполняются не спеша, ровно, с редкими изменениями темпа. «Тягучее однообразие мелодии не только не отвлекает внимания от содержания былины какими-либо музыкальными эффектами, а наоборот, оно приятно успокаивает слушателя, чрезвычайно гармонируя со спокойным, мерным изложением события отдаленных времен".

фольклор, традиция, краеведение, архив, этнография, исследования, история

Previous post Next post
Up