35; 50; 320; 42; 83 - Скорость обозом и скорости на перекладных в 18-19 веках

Dec 22, 2024 23:54

35 км/день
Описание «этапа» в Сибирь принадлежит старообрядческому протопопу Аввакуму, которого в 1654 году с семьёй сослали в Тобольск:
«Таже послали меня в Сибирь с женою и детьми. И колико дорогою нужды бысть, тово всево много говорить, разве малая часть помянуть. Протопопица младенца родила; больную в телеге и повезли до Тобольска; три тысящи ( Read more... )

расчёты

Leave a comment

@@ rodline December 24 2024, 10:27:44 UTC
давненько уже читал как сын Волконского в 1856 году по поручению императора Александра Второго срочно поехал в Сибирь с известием оставшимся в живых декабристам об амнистии:

«Узнав от H. Н. Муравьева о нахождении в Москве сына С. Г. Волконского, Государь изъявил волю, чтоб именно им были отвезены в Сибирь милости, Царём дарованные. Вытребованный в самый день коронования в Кремлевский дворец, титулярный советник Волконский получил от шефа жандармов князя Долгорукова Высочайший манифест и, исполняя волю Государя, в тот же вечер выехал на перекладной в Сибирь. Милости, заключающиеся в манифесте, хранились в тайне, телеграфа в Сибири не было, но предчувствие о них стояло как бы в воздух; никто не мог предвидеть, в чем они будут заключаться, но декабристы до того в них верили, что многие выехали на большой Сибирский тракт в ожидании проезда курьера. Следуя этим трактом, Волконский объявлял милости манифеста и на шестнадцатый день прибыл с ним в Иркутск» (Записки С. Г. Волконского, С.-Пб. 1901, стр. 497).

согласно нынешним данным, от Москвы до Иркутска примерно 5200 км...

5200/16=325

по дороге Волконский стёр себе всё седалище и доезжал в повозке, стоя на четвереньках

Reply

Re: @@ rodline December 24 2024, 10:28:22 UTC
Ехали через Тобольск.

Но даже и так - 325 км.......?

Расстояние между перегонами устанавливалось опытным путем: 40-70 км в зависимости от дорожных условий. Лошади не были рекордсменами. Но пусть их не жалели, пусть вдвое быстрее - 80-140 км за день.

Reply

Re: @@ rodline December 24 2024, 10:29:27 UTC
Самой быстрой сухопутной магистралью Российской империи был Сибирский тракт. Художник Василий Верещагин писал: «Я ездил два раза курьером (каретой военно-​курьерской службы - ред.) в Туркестан, через Сибирь, один раз летом, другой - зимой, и оба раза езда была прямо бешеная; случалось делать по 400 верст в сутки» - получается, средняя скорость составляла 17,83 км/ч.

Петр Грузинский. Масленица
Конечно, в течение суток делали несколько остановок для смены лошадей и приемов пищи, но в любом случае, семнадцать километров в час - совсем немного по нынешним меркам, а в те времена ямщики Сибирского тракта считались асами скорости. Даже старт повозки они «оформляли» целым представлением.

Верещагин вспоминал, что лошадей впрягали в повозку, удерживая, и когда упряжь была готова, «люди отскакивали в сторону, а кони сначала всею тройкой вскидывались на дыбы, потом марш-​маршем несли вперед. Удерживать их было бесполезно, нужно было только умело направлять, чтобы не дать свернуть в канаву, слететь с моста и так далее». От таких скоростей даже загорались колесные оси.

Reply


Leave a comment

Up