"Миры в столкновении" и последние открытия в астрономии.
В годы, когда рукопись "Миры в столкновении", принятая к публикации, хотя еще и не опубликованная, находилась в руках компании Макмиллана, и в годы, последовавшие за ее публикацией в 1950 году, было сделано несколько фундаментальных наблюдений и предложены объяснения, которые имеют четкое отношение к теории этой книги.
Зодиакальный свет, или свечение, наблюдаемое в вечернем небе после захода солнца, простирающееся по пути солнца и других планет (эклиптика), таинственное происхождение которого долгое время занимало умы астрономов, в последние годы было объяснено как отражение солнечного света от двух колец, состоящих из частиц пыли, одно из которых следует по орбите Венеры, другое - по орбите между Марсом и Юпитером, в местах, где, согласно "Мирам в столкновении", имели место
столкновения планет и комет.
Происхождение астероидов, или малых планет, которые вращаются между Юпитером и Марсом, некоторые из которых пересекают орбиту Марса и даже Земли, в последнее время было объяснено как результат взрыва планеты, а совсем недавно (1950), как результате столкновения двух планет в раннем возрасте (Койпер). Н.Т.Бобровников из обсерватории Перкинса заново предложил свое собственное объяснение происхождения астероидов: они являются "остатками гигантской доисторической кометы". Ф.Уиппл, рассчитав орбиты астероидов, пришел к выводу (1950), что между этими телами и кометой произошло два столкновения, один раз 4700 лет назад и второй раз 1500 лет назад, или в течение исторического времени. Эти даты столкновения в Солнечной системе имеют тот же порядок, что и даты, предлагаемые в "Мирах в столкновении", выведенные там из исторических свидетельств. К.Томбо, открыватель Плутона, объяснил (1950) темные области и каналы Марса как результат столкновений Марса с астероидами. Согласно "Мирам в столкновении", Марс был вовлечен в неоднократные столкновения с большими кометными массами.
На самом деле, в январе 1950 года взрыв, наблюдавшийся на Марсе, был интерпретирован (Опиком) как столкновение с астероидом; поднялись облака пыли континентальных размеров и скрыли особенности поверхности планеты.
О. Струве из Йеркской обсерватории, анализируя достижения астрономии за 1950 год, писал, что "по странному совпадению" в том году "поток солидных работ" о "столкновениях в Солнечной системе" последовал по пятам за "Столкновениями миров".
Существуют две теории, касающиеся происхождения лунных кратеров. Их размеры огромны - на земле не известно ничего подобного. Согласно одной теории, эти кратеры являются результатом столкновения Луны с очень крупными метеоритами, размером с астероиды; согласно другой теории, они являются вулканическими образованиями. Обе теории предполагают крайне бурные события, в которых участвовало ближайшее к Земле небесное тело. В "Мирах в столкновении" я предложил следующее объяснение лунных кратеров, а также морей лавы и трещин на лунной поверхности.. Во время великих катастроф, когда Луна вместе с Землёю проходила сквозь ткань большой кометы, и снова, когда в восьмом веке до нашей эры Земля и Луна были сильно возмущены Марсом, "поверхность Луны истекала лавой и пузырилась большими круглыми образованиями, которые быстро остывали в долгую лунную ночь, незащищенные атмосферой от прохлады космических пространств. В этих космических столкновениях и близких контактах поверхность Луны также была отмечена трещинами и разломами".
Если круговые образования на Луне - это пузырьки, которые разрушились, то, вероятно, на Луне есть пузырьки поменьше, которые еще не лопнули. Доктор Х. Перси Уилкинс, английский селенограф, на самом деле обнаружил более сорока неразорвавшихся пузырьков или куполов на Луне, некоторые из которых лежат к северо-востоку от кратера Коперника; самый большой из них находится в кратере Дарвина и имеет двадцать миль в диаметре, согласно статье Ф.Бенарио в Веге (1953).
Я высказал свое мнение о том, что многие кометы имеют недавнее происхождение, и я поддержал эту точку зрения, сославшись на частоту и яркость комет во времена императорского Рима по сравнению с количеством комет, видимых невооруженным глазом в последние столетия.
Это представление получило энергичное подтверждение в обширной работе по кометам, проделанной в Советской России ведущим авторитетом в этой области профессором С.К.Всехсвятским. Его исследования показывают, что периодические кометы, наблюдаемые в течение последних десятилетий, теряют свою светимость и свою материю с такой скоростью, что пятидесяти или шестидесяти оборотов достаточно, чтобы комета полностью разрушилась. Таким образом, комета Галлея вряд ли могла вращаться ранее 3500 лет или 1500 лет до нашей эры. В прошлом столетии несколько комет с короткими периодами не смогли вернуться, по-видимому, потеряв всю свою материю, а несколько других фактически развалились на глазах у наблюдателей.
Быстрое распадение комет исключает возможность того, что они принадлежали нашей солнечной системе с самого начала или с момента образования планет. Теория, которая видит в кометах тела, прибывшие из других солнечных систем, была в целом отвергнута. Всехсвятский также показывает, почему мы должны отвергнуть теорию захвата комет из потока воздуха и газов, через которые наша солнечная система предположительно проходила когда-то в прошлом. Он приходит к выводу, что кометы родились в результате извержений с планет, даже со спутников, таких как наша Луна, круговые образования указывают на насильственные события в прошлом: но основная активность, должно быть, происходила на Юпитере и Сатурне, крупных планетах, как то предполагает форма орбит короткопериодических комет. Это возрождение теории Р. Проктора, который семьдесят лет назад приписал происхождение так называемого семейства комет Юпитера, включающего большинство комет с короткими периодами, извержениям с Юпитера.
Газы Юпитера и Сатурна находятся в сильном движении, несмотря на их низкие температуры: все же скорость, необходимая для выхода с крупных планет, настолько велика (60 километров в секунду от Юпитера), что Всехсвятский признает, что не знает механизма, который мог бы в условиях, существующих в настоящее время на крупных планетах, придать эту скорость взорвавшейся материи. Тем не менее, Всехсвятский настаивает на том, что в недавнем прошлом условия на этих планетах должны были быть такими, чтобы это было возможно, даже если эти условия невозможно определить.
Он подчеркивает, что, отбросив взорвавшуюся материю, планеты, должно быть, изменили свои собственные массы и, следовательно, свои орбиты. Они, должно быть, также испытали отдачу, как ружьё при выстреле.
В публикациях Киевской обсерватории за 1953 год Всехсвятский говорит:
"Мы предполагаем, что история планетной системы характеризовалась определенно более быстрыми изменениями и более активными физическими процессами, чем это было, когда учитывались только гравитационные взаимосвязи в Солнечной системе".
Все это полностью согласуется с выводами, к которым я пришел в "Столкновении миров" относительно времени (несколько тысяч лет назад) рождения комет с короткими периодами и их происхождения (путем извержения с планет, особенно крупных планет). Там я также объяснил силы или условия, которые заставили крупные планеты выбросить кометные массы: ".. [близкое] столкновение между крупными планетами привело к рождению комет" (стр.373).
Теперь мое утверждение, основанное на историческом материале, состоящее в том, что состав солнечной системы был изменен в исторические времена, подтверждается наблюдениями и расчетами.
К
Содержанию книги "Земля в переворотах".