Оригинал взят у
m_d_n в
Беседа пятая Беседа пятая, про вложенную в партнёра душу
Из моих комментариев в сообществе
ru_psiholog © О.В. Бермант-Полякова, 2009
Пост "Не думать о нём не могу"
(ответ)
Консультант:
Если вы вложили в него свою душу, - то он унёс с собой что-то важное, что принадлежало вам. Когда поймёте для себя, что именно было вложено, и вернёте вложенное себе, станет легче.
- Я чего-то не догоняю:
1. "что именно было вложено?" вложена была душа (часть души) - а что еще?
2. "вернёте вложенное себе" - вернуть себе вложенную часть души? как практически это выглядит?
- Нельзя ли объяснить попонятней, на примерах?
Консультант: Пример. «Жизнерадостная хохотушка Галя выросла в богатой станице на Юге России. По окончании десятилетки поехала в город, поступила в училище. Знакомых ребят было много, но больше других Гале нравился Лёша К. - студент мехмата, серьёзный, застенчивый молодой человек. Свадьбу сыграли по окончании университета. Лёша писал диссертацию, Галя занималась домом, пекла пирожки на выходные, вечерами вязала у телевизора. На защите его кандидатской не было женщины счастливее её. Галина мама теперь с полным правом могла гордиться дочкой, которая нашла себе "учёного", а не скотника или тракториста, как дочкины одноклассницы.
Спустя год после защиты Лёша сказал Гале, что охладел к ней. Он собрал вещи и ушёл жить к Свете - она преподавала на том же факультете. Галя ощущала себя выпотрошенной, пустой. Жизнь словно ушла из неё. В Лёшу было вложено её сокровенное желание - стать учёной, образованной, не чета деревенским. И вот, вдруг, она снова простая Галя, а не жена старшего преподавателя университета К.
В американской книжке написали бы, что Галя начала ходить на психотерапевтическую группу и к психологу, потом изменила причёску, записалась на курсы, поступила в университет, окончила его с отличием и теперь успешно продвигается в работе над собственной диссертацией. Она с благодарностью вспоминает Лёшу К. - его уход изменил её жизнь.
Но жизнь русской Гали после развода сложилась по другому. Она долго горевала, потом серьёзно болела. Затем она сменила причёску, получила путёвку на курорт и познакомилась там с профессором В. Молчаливому, погружённому в себя математику В. жизнерадостная, энергичная Галя понравилась сразу и навсегда. Спустя полгода Галя снова вышла замуж.
В. умел получать удовольствие от дружбы с Другим, не похожим на него человеком, и его союзу с Галей вот уже четверть века. Лёшин брак с собственным зеркальным отражением - молодой преподавательницей университета Светой - распался через десять лет. Сейчас Лёша К. женат в третий раз - на аспирантке мехмата.»
Какие части души "вкладывают" в партнёров:
Консультант:
Женщина-воин делает карьеру, женщина-хозяйка вкладывает все силы в дом, Приз приходит за стол быть украшением компании. Это идеи Игоря Калинаускаса и Евы Весельницкой, знакомые читателям психологической литературы по серии книг Школа мастера игры. Для тех, кто не знаком, переложение понятным языком:
Представьте, что вам на ночь глядя звонят друзья и объявляют, что решили всей компанией завалить в гости: «Жди через двадцать минут». Что вы будете делать? Отвечайте первое, что придёт в голову.
Женщина-Приз побежит приводить себя в порядок. За двадцать минут можно принять душ, уложить волосы и заново накраситься. Дольше всего она будет выбирать платье, в котором встретит гостей. Из угощения поставит на стол бутылку вина.
Женщина-Хозяйка побежит на кухню, чтобы по-быстрому испечь шарлотку: два яйца, стакан муки, стакан сахара, три яблока, постелить свежую скатерть и начать делать свой коронный салат. Колбасу и прочие мясные деликатесы поручит нарезать первому из гостей, кто заглянет к ней на кухню, - и побежит переоденется за две минуты.
Женщине-Воину с утра предстоит провести совещание на семьдесят человек на работе, мысль не выспаться, полночи развлекать гостей и потом самой убирать дом, только приведённый в идеальный порядок женщиной, которая помогает ей по хозяйству, воина не вдохновляет. За двадцать минут она обзвонит рестораны и отвоюет столик на всю компанию, объяснит гостям, как туда проехать, соберёт документы на завтра, чтобы утром ничего не пропустить, и отправится к месту встречи. Переодеваться-наряжаться ей и в голову не придёт.
Женщина-Муза - та, которая подкинула компании идею подъехать к вам в гости на ночь глядя.
Вопрос. В которой из героинь вы узнали себя?
Порядок перечисления важен, потому что в практической работе доступ к репертуару социализаций (а речь именно о социализации, то есть способе функционирования, к е м человек хочет быть в том или ином взаимодействии) проще всего получить после введения, истории про то, что
Представьте царя с царицей, и всё у них в царстве-государстве хорошо, только нет наследника. Приходит время, царица сообщает радостную весть, ждут ребёнка, рождается девочка. Отец берёт её с собой, показывает что в царстве и как устроено, учит хорошо держаться в седле и стрелять из лука, словом, это та самая Марья Моревна, которая в шатрах в поле, за стенами дворца, действует в мире.
Вторая беременность, и снова дочь. Отец учит властвовать старшую, и вторая девочка становится главной помощницей матери. Она и по хозяйству во дворце распорядиться, и запасы устроить, и пир организовать, и гостей встретить-приветить, расселить накормить, словом, это та самая царевна, которая действует во дворце.
Третья беременность, и опять девочка. Отца она разочаровала, он ждал мальчика. Матери не помощница, - вторая сестра, более умелая, распоряжения матери ловит на лету, ей ничего объяснять не надо. И вот третьей говорят: сядь и сиди, не мешайся под ногами. Возьми вот вышивай или поиграй нам на арфе, словом, это та царевна, которая статична. Зато, когда из полей-шатров приехали усталые воины, да собрались пировать гости, её пение услаждает слух, её рисунки умиляют сердце и её стихи навевают воспоминания.
Четвёртая беременность, снова дочь. Она самая младшая и никто не знает, где её место в семье, - и отец, и мать, избегают думать о том, что мальчика-наследника в роду так и нет. Ей не находится занятия ни за стенами дворца, ни во дворце, ни активного, ни статичного. Тогда она начинает придумывать, как устроить так, чтобы люди вокруг неё перестали жить так, как они обычно живут.
Это для работы с женскими историями, для мужчин аналогичная есть. Воин, Хозяйка, Приз, Муза и Воин, Хозяин, Приз, Авантюрист.
Социализация (особенно, если родители не развивали гармонично все четыре способа функционировать в социуме, а жёстко заставляли действовать одним-единственным способом) многое определяет, и часто - не осознаётся. Это как в супермаркете брать с верхней полки нужный товар: женщина-воин никогда не попросит никого достать ей, женщине-призу в голову не придёт самой прыгать, чтобы достать, она попросит мужчину, который рядом :)
И сексуальное партнёрство (замужество) тоже по-разному складывается. Марья-Моревна, как мы знаем, сама Ивана-царевича в шатры свои зовёт и родителей ставит перед фактом, часто уезжает из дома в царство мужа, расстраивая отца, который надеялся перепоручить ей управление государством, вторую дочь-хозяйку давно знают в близком окружении и сватают, в замужестве она рядом с родителями, уезжает в соседнее царство, всем известны её таланты домоправительницы, третьей (пассивной) царевне замуж выйти сложнее всего. Да и родителям не остаётся ничего другого, как посулить полцарства кандидату. Дальше технология известна: царевна вышивает полотенце, на перекрёстке дорог на копье его вывешивают, кому вышивка понравилась, тот поворачивает ко дворцу, допрыгнешь на коне до высокого окна в башне, - твоя царевна. Впрочем, у неё есть своя доля в принятии решения о выборе мужа, ведь она, сидя в башне у окна, должна надеть на руку претендента перстень, так что если он ей не понравится, хоть и горяч и допрыгнул, но с кольцом может не сложиться :) Трагедии семейные там другие, пока царевна в башне в одиночестве заточена, ей грустно и утешает её в постели истопник, не ровня ей ни по уму, ни по знатности.
Муза, четвёртая дочка, убегает из дома-дворца. Это спасает её от родительской нелюбви, и одновременно лишает надежды на родительское благословение, но и эта история может иметь разный финал...